Когда сталкиваются миры: что случится, если Солнце сблизится с другой звездой

Наше Солнце обращается вокруг центра Млечного Пути, совершая один оборот вокруг него примерно за 225 млн лет. В процессе этого движения время от времени оно сближается с другими звездами. Например, всего 70 тысяч лет назад произошла встреча Солнечной системы и красного карлика  WISE 0720−0846, также известного как звезда Шольца. Дистанция минимального сближения составила один световой год. Это в четыре раза меньше, чем расстояние до Проксимы Центавра.

Схема пролета звезды Шольца. Источник: NASA, Michael Osadciw/University of Rochester, Illustration-T.Reyes

Встреча со звездой Шольца судя по всему не оказала заметного влияния на Солнечную систему. Но что, если бы дистанция пролета была намного меньше? Команда французских исследователей постаралась найти ответ на этот вопрос. Она смоделировала сценарий пролета звезды на расстоянии в 100 а. е. от Солнца. Это примерно в 2,5 раза больше расстояния между Солнцем и Плутоном. В общей сложности, исследователи выполнили 12 тысяч симуляций, исследуя разные варианты скорости и траектории движения звезды.

По словам астрономов, наиболее вероятный результат — выживание всех восьми планет Солнечной системы. Вероятность того, что ни одна планета не будет потеряна, составляет более 95%. Правда это не означает, что их орбиты останутся неизменными. Они могут быть сильно нарушены, а некоторые планеты (включая Землю) могут быть даже отброшены в облако Оорта.

Источник: 213688585 / Shutterstock.com

Что касается более экстремальных сценариев, то наиболее уязвимым оказался Меркурий, который имеет тенденцию сталкиваться с Солнцем.  Другие результаты, включают столкновение Земли с Венерой, выброс из Солнечной системы Урана и Нептуна, выживание только Юпитера или даже потерю всех восьми планет. Теоретически, звезда может даже захватить одну или несколько планет, хотя вероятность такого исхода весьма невелика.

Исследователи также составили таблицу из десяти наиболее вероятных вариантов разрушения планет. Она выглядит следующим образом:

• Столкновение Меркурия с Солнцем (вероятность 2,54%).
  • Марс столкнется с Солнцем (вероятность 1,21%).
  • Венера столкнется с другой планетой (1,17%).
  • Уран выбрасывается (1,06%).
  • Нептун выбрасывается (0,81%).
  • Меркурий сталкивается с другой планетой (0,80%).
  • Земля сталкивается с другой планетой (0,48%).
  • Сатурн выбрасывается (0,32%).
  • Марс сталкивается с другой планетой (0,27%).
  • Земля сталкивается с Солнцем (0,24%).

Что касается влияния пролета другой звезды на орбиту Земли, то в большинстве сценариев она останется близкой к нынешней. Примерно в 99% из них наша планета будет получать столько же тепла и света от Солнца, как и до пролета. В 0,79% случаев наша планета начнет получать, как минимум, на 10% больше тепла, в 0,28% случаев — как минимум, на 10% меньше тепла.

Напомним, что наиболее вероятный сценарий (более 95%) заключается в том, что Солнечная система сохранит все восемь планет. Также стоит учитывать, что вероятность столь  близкого пролета звезды в течение ближайшего миллиарда лет составляет примерно 1%.