Китай и Франция запустят спутник для исследования гамма-всплесков

Франция готовится переправить в Китай два астрономических инструмента, которые будут установлены на спутнике SVOM. Две страны уже несколько лет разрабатывают его для исследования гамма-всплесков. Старт должен состояться в декабре.

Супутник SVOM
Супутник SVOM. Джерело: www.space.com

Франция готова передать Китаю телескопы

Франция и Китайская Народная Республика с 2014 года разрабатывают спутник Space-based multi-band astronomical Variable Objects Monitor (SVOM), предназначенный для исследования космоса в высокоэнергетических диапазонах.

Главным подрядчиком Китая выступает Китайское национальное космическое управление (CNSA). Они отвечают за изготовление самой спутниковой платформы и телескопа, работающего в видимой части спектра. Франция представлена Государственным центром космических исследований (CNES). Именно эта организация отвечает за создание двух научных инструментов, размещенных на аппарате.

Сам спутник весом 930 кг только планируется к запуску с космодрома на юге Китая. Ожидается, что его выведут на орбиту с помощью ракеты «Чанджен-2С». Но два французских телескопа: ECLAIR, работающий в гамма-диапазоне, и MXТ, исследующий микроволновое излучение, уже готовы к отправке в Китай.

Кроме названых организаций, в проекте также участвуют Institut de Recherche en Astrophysique et Planetologie (IRAP) во Франции, Национальная астрономическая обсерватория Китая (NAOC), Институт физики высоких энергий (IHEP) в Китае, а также Лестерский университет и Национальный университет (UNAM).

Что будет исследовать SVOM

SVOM сможет исследовать многочисленные явления, которые можно увидеть в космосе в гамма- и рентгеновском диапазонах. Но основной его целью будут гамма-всплески. Это одни из самых мощных явлений во Вселенной, которые до сих пор остаются слабо изученными из-за того, что они всегда происходят неожиданно и продолжаются недолго.

По современным представлениям, причиной гамма-всплесков могут быть самые разные явления: слияние нейтронных звезд и черных дыр или коллапс очень массивных звезд. До сих пор ни одно из этих событий не удавалось наблюдать во всех подробностях.

Ученые надеются, что благодаря тому, что на SVOM будут размещены телескопы, работающие в разных диапазонах, они смогут подробно рассмотреть эти процессы и понять, почему столь мощный импульс генерируется именно в наиболее энергетической части спектра.