«Кирпичики жизни» могли бы уцелеть в атмосфере Венеры

Группа ученых смоделировала условия в облаках Венеры, где повышенная температура соединяется с парами серной кислоты. Они установили, что азотистые основания, из которых построены РНК, могут оставаться стабильными в таких условиях.

Венера
Венера. Источник: www.arabiaweather.com

Органические соединения в облаках Венеры

Команда химиков, биологов и планетологов из Массачусетского технологического института, компании Nanoplanet Consulting, Гарвардского университета и Университета Альберты с помощью лабораторных экспериментов выяснила, что условия в облаках Венеры, возможно, благоприятны для существования жизни. В своей статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, группа описывает эксперименты, которые она провела, и их результаты.

Температура на поверхности Венеры достигает 462°C. Это гарантированно больше, чем могут вызвать любые органические молекулы. Однако высоко над поверхностью атмосфера нагрета лишь до 30–70°C. Это было бы слишком жарко для человека, однако органические молекулы могли бы там уцелеть.

Проблема лишь в том, что на этой высоте находятся плотные облака из серной кислоты. Поэтому ученые решили смоделировать подобные условия в лаборатории и посмотреть, смогут ли в них уцелеть основы РНК.

Азотистые основания остаются стабильными

Исследователи провели эксперименты с цитозином, аденином, тимином, гуанином и урацилом. Затем поместили в те же условия пиримидиновые и пуриновые основания рибонуклеиновых кислот, а также с 2,6-даминопурином. По завершении эксперимента они исследовали образцы с помощью ядерного магнитного резонанса и ультрафиолетовой спектроскопии.

В результате исследований установили, что «кирпичики жизни», которыми являются все перечисленные вещества, остаются в таких условиях стабильными. То есть говорить о полной невозможности жизни на Венере пока не приходится.

Авторы исследования предположили, что такие выводы могут шокировать планетологов. Но для химиков в них нет ничего неизвестного. Нефть полностью состоит из органических соединений. В процессе переработки она подвергается воздействию концентрированной серной кислоты, но некоторые циклические углеводороды не разрушаются даже в этих условиях.