Камера темной энергии сфотографировала галактику в Волосах Вероники

Представленное изображение было получено Камерой темной энергии (DECam), установленной на 4-метровом телескопе Виктора Бланко в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили. Оно демонстрирует галактику NGC 4495.

Галактика NGC 4495. Источник: Dark Energy Survey/DOE/FNAL/DECam/CTIO/NOIRLab/NSF/AURA

Галактика NGC 4495 расположена на расстоянии 200 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Волосы Вероники. Она примечательна тем, что за последние тридцать лет в ней вспыхнули, как минимум, три сверхновые — в 1994, 2010 и 2011 годах. Интересно, что они имели разную природу. Сверхновая 1994 года вспыхнула из-за того, что поглощающий вещество звезды-компаньона белый карлик набрал слишком большую массу, превышающую предел Чандрасекара. Это привело к его термоядерному взрыву. В то же время, причиной вспышки сверхновой 2011 года, стал коллапс массивной звезды.

Созвездие Волосы Вероники, в котором находится галактика NGC 4495, также имеет одну любопытную особенность. Это единственное из 88 созвездий, названное в честь реально жившего человека  — Береники (Вероники), жены египетского царя Птолемея III (III в. до н. э.). Когда ее муж отправился в военный поход, она отрезала свои волосы и поместила их в храм Афродиты. По преданию, волосы исчезли таинственным образом и придворный астроном объяснил это тем, что они были помещены на небо и стали новыми звездами. Позже за ними закрепилось название Волосы Вероники, которое со временем перешло к созвездию.

Устройство и предназначение камеры темной энергии

Камера темной энергии является одним из наиболее совершенных астрономических инструментов современности. Она собирает свет, отраженный 4-метровым зеркалом телескопа Виктора Бланко, и пропускает его через свои внутренности, включая метровую корректирующую линзу. Затем он улавливается сеткой из 62 устройств с чрезвычайно чувствительными ПЗС-матрицами. Они позволяют DECam создавать подробные изображения слабых астрономических объектов вроде NGC 4495.

Камера темной энергии
Камера темной энергии. Источник: noirlab

DECam был создан для, проводившегося с 2013 по 2019 год, обзора DES. В его ходе астрономы осуществляли картографирование сотен миллионов галактик и тысяч сверхновых с целью обнаружения тонких закономерностей космической структуры. Это требовалось для получения сведений о природе таинственной темной энергии, которая ускоряет расширение Вселенной. Сегодня DECam по-прежнему активно используется астрономами со всего мира, продолжая оставаться на передовых позициях в науке.

Ранее мы рассказывали о том, как DECam сфотографировала пару взаимодействующих галактик.