Как заработать на производстве в космосе

Космический бизнес не стоит на месте. В будущем телекоммуникации и наблюдение за Землей почти наверняка перестанут быть самыми прибыльными его отраслями. Их может обогнать добыча полезных ископаемых и изготовление на орбите самой разнообразной продукции — от человеческих органов до космических кораблей.

Космическое производство

Космическое шахтерство

В первой части статьи мы рассказывали о том, насколько прибыльными являются спутниковая связь и фотографирование поверхности нашей планеты. Однако все это — бизнес, который напрямую связан с обслуживанием потребностей потребителей на Земле. А воображение уже рисует товары, произведенные за ее пределами. И первыми из них являются полезные ископаемые, которые можно найти на Луне, Марсе или других небесных телах. Космическое шахтерство давно уже существует в фантазиях инженеров и писателей, однако ни одного практического шага в этом направлении до сих пор не сделано.

Впрочем, приоритетные цели в космосе уже определены.

Химический состав лунной пыли намекает, как там можно заработать
Химический состав лунной пыли намекает, как там можно заработать. Источник: Noël Mojgan Bakhtian

На Луне в первую очередь стоит добывать воду. Ее можно применять для бытовых нужд людей, которые будут жить на нашем естественном спутнике, а также для выращивания сельскохозяйственной продукции. Вполне возможно, что гидропоника там позволит производить достаточно пищи не только для «местных», но и для экспорта в будущие космические колонии.

Для жителей Земли эти продукты будут слишком дорогими по сравнению с выращенными на ее поверхности. Но везти их с Луны на другие планеты может быть выгоднее, чем поднимать на орбиту с наших полей.

Также на Луне можно добывать титан, железо и алюминий. Все эти металлы еще долго будут использоваться для изготовления разнообразной техники. Но самый интересный лунный ресурс — это гелий-3, легкий изотоп второго по распространенности элемента во Вселенной. Термоядерные реакции с его участием чрезвычайно энергоэффективны, и именно в лунном реголите он присутствует в достаточных количествах.

На Марсе тоже прежде всего будут добывать воду и некоторые металлы. На самом деле ассортимент ресурсов, которые можно найти на небесных телах, достаточно ограничен. Дело в том, что полезные ископаемые вроде нефти или угля на Земле образовались в результате деятельности живых организмов. А в образовании многих других участвовали жидкая вода, воздух и тектонические силы. Всего этого на большинстве планет Солнечной системы давно нет.

Перспективным также выглядит горное дело на астероидах. Главным его преимуществом является то, что гравитация там практически не мешает работать. Относительно того, что некоторые тела этого класса могут полностью состоять из металлов — это касается лишь немногих из них.

Шахты на астероидах

Кроме того, современные проекты добычи ископаемых на астероидах предусматривают доставку небесных камней на орбиту Земли, где к ним легко можно будет добраться. Поэтому затраты на это довольно большие.

Производство за пределами Земли

От добычи полезных ископаемых довольно легко перейти к организации производства прямо на месте. Дело в том, что перемещать породу от места залегания до металлургических комбинатов достаточно дорого. А спускать ее из космоса на Землю, где из нее будут что-то изготавливать, получится еще дороже.

Поэтому иногда будет значительно выгоднее не отправлять различные материалы в космос с Земли, а построить металлургический комбинат непосредственно на Луне или Марсе и именно там изготавливать хотя бы простейшие изделия. Среди прочего это поможет избавиться от проблем с окружающей средой, которые не только делают жизнь некомфортной, но и стоят производителям немало денег. В некоторых случаях это даже пойдет им на пользу. Ведь слабая гравитация и отсутствие атмосферы позволят производить много материалов, которые в земных условиях просто так не получишь. А в дальнейшем из них можно изготавливать значительно более сложные детали и механизмы.

Видобуте на Місяці краще там же і переробляти
Виробництво на Місяці. Джерело: warriortradingnews.com

Особенно это касается металлических астероидов. Они богаты железом, никелем и магнием — именно теми металлами, которые используются в космической промышленности. Так зачем тащить их на Землю, чтобы изготавливать из них космические корабли, которые потом с большим трудом придется запускать обратно в космос?

Поэтому лучший из возможных бизнесов — не просто добывать в космосе металлы, а максимально использовать их «на месте» для строительства космических кораблей и станций. В конце концов, даже высокотехнологичные «чистые комнаты», не говоря уже о реальных испытаниях, организовывать там гораздо легче. Кроме того, в космос вообще можно вывести некоторые вредные виды промышленности, а на Землю спускать уже готовую продукцию.

Биопринтинг

Еще одной отраслью, которую можно успешно развивать в космосе, являются биотехнологии. Многие сложные органические соединения получить в условиях невесомости значительно легче, чем на Земле. Это открывает новые горизонты перед фармацевтическими компаниями, особенно теми, которые создают лекарства «под конкретного пациента».

Аналогичная ситуация с биопринтингом. Так называют 3D-печать из биологических тканей. Она позволяет создавать органы для пересадки без помощи доноров. Достаточно просто «наклонировать» клетки соответствующей ткани пациента и запустить аппарат.

Биопринтер, который использовался в космосе
Биопринтер, который использовался в космосе. Источник: Redwire

На Земле этот метод не работает, потому что ткани надо печатать с добавлением соединительных веществ, которые негативно влияют на их жизнеспособность — иначе напечатанный орган растечется в лужу. Однако в условиях микрогравитации создавать человеческие органы вполне возможно. Летом 2023 года таким образом на МКС создали мениск колена. Он уже вернулся на Землю, и специалисты подтвердили, что он ничем не отличается от обычного. Возможно, именно такое производство станет самым дорогим космическим производством в будущем.