Как солнечные затмения влияют на атмосферу Земли

Солнечные затмения влияют на ионосферу — внешний слой атмосферы Земли, состоящий из заряженных частиц. В ней изменяется ионизация, температура и плотность электронов. Однако эти явления имеют временный характер.

Ионосфера Земли
Ионосфера Земли. Источник: news.mit.edu

Солнечные затмения и атмосфера Земли

Ученые NASA установили, что солнечные затмения, которые происходят, когда Луна оказывается между Землей и нашим светилом, все же влияют на атмосферу планеты. Точнее, изменениям подвергается ионосфера — наиболее внешний ее слой, который состоит из заряженных частиц.

Этот слой образуется именно под действием солнечного излучения, когда оно на высоте от 60 до 90 км встречается с атомами и молекулами и отрывает от них электроны. Образованные ионы играют немалую роль в преломлении и отражении радиоволн. Вполне естественно, что во время солнечного затмения этот процесс прекращается и происходит ряд изменений.

Однако они достаточно кратковременны и происходят только в том регионе, в котором наблюдается затмение. Затем ионосфера возвращается в норму. Исследователи использовали метеозонды, GPS-приемники и радиолокационные системы, чтобы установить, что же именно происходит во время солнечных затмений.

Как изменяется ионосфера

Ученые установили, что во время истечения ионосферы происходят следующие изменения:

• часть молекул возвращает электроны, утерянные под действием солнечного излучения;
  • помимо ионизации, излучение Солнца также нагревает ионосферу. Когда его становится меньше, этот слой охлаждается, что может привести к увеличению его плотности и уменьшению объема.

Из-за первых двух явлений в ионосфере становится меньше электронов. Вследствие этого могут изменяться условия прохождения радиоволн, особенно в высокочастотном разделе. Это может быть причиной угасания, поглощения и преломления сигнала, влияя на системы коротковолновой и спутниковой связи.

Внезапные изменения в ионосферных условиях во время дальнейшего развития могут привести к образованию аномалий, таких как ионосферные дыры. Они могут нарушить работу радиосигналов и навигационных систем GPS, влияя на связь и навигацию в пораженных регионах.