Как происходит слияние галактик

Ученые наблюдают за слиянием галактик NGC 169 и IC 1559 с помощью телескопа Hubble. Обе галактики имеют большое количество газа и пыли. Процесс их столкновения довольно бурный.

Слияние галактик NGC 169 и IC 1559
Слияние галактик NGC 169 и IC 1559. Источник: ESA/Hubble & NASA

Hubble сфотографировал слияние галактик

Снимки космического телескопа Hubble позволили ученым поближе ознакомиться с процессом слияния двух галактик, находящихся на расстоянии 320 млн световых лет от нас. Эти звездные системы напоминают Млечный Путь, но отличаются от него размерами. Диаметр NGC 169 — около 140 тыс. световых лет. IC 1559 — 40 тыс. световых лет.

Обе галактики имеют активные ядра. Это означает, что на сверхмассивные черные дыры у них интенсивно падает вещество и при этом превращается в энергию радиоволн. Это и не удивительно, учитывая, что гравитационное взаимодействие уже сдвинуло с места газ, пыль и даже звезды, и они начали двигаться в разные стороны, формируя потоки, соединяющие звездные системы.

Спустя некоторое время структура обеих галактик полностью разрушится. Будет хаос, из которого постепенно образуется одна, еще большая галактика. Сверхмассивные черные дыры сольются в одну, породив при этом всплеск гравитационных волн. Но произойдет это все в течение следующих сотен миллионов, а то и миллиардов лет.

Гибель галактик и рождение звезд

Слияние галактик или их столкновение — процесс достаточно распространенный во Вселенной. Ученые подозревают, что именно таким образом «звездные острова» увеличивают свой размер. Нашу Галактику и ее соседку М31 вскоре ждет то же самое. Правда, «вскоре» — это по космическим меркам. Процессы слияния галактик невероятно медленны по сравнению с жизнью человека или даже существованием всей цивилизации на Земле. Поэтому каждое конкретное объединение кажется нам неподвижным.

Но узнать, насколько катастрофические последствия могут иметь слияние галактик, важно. Например, та же активность ядер означает усиление радиационного фона в значительной части всего региона слияния. И эта радиация может стать губительной для жизни на планетах.

С другой стороны, снимки NGC 169 и IC 1559 демонстрируют, что в галактиках происходит не только разрушение. На них видны и многочисленные новые регионы звездообразования, возникшие в результате столкновения потоков газа и «подогрева» их радиацией от черных дыр.

По материалам www.sciencealert.com< /a>