Визит астероида 2019 OK выявил недостатки систем космического мониторинга

Новости астрономии, астрофизики и космологии

24 июля обсерватория SONEAR (Southern Observatory for Near-Earth Asteroids Research) обнаружила новый околоземный астероид, получивший обозначение 2019 OK. Расчеты показали, что уже на следующий день он должен пролететь на расстоянии всего 65 тыс. км от поверхности Земли. Для сравнения: высота орбит геостационарных спутников составляет около 36 тыс. км.

Пролет астероида 2019 ОK. Источник: S. Schmalz / ISON

В ходе последующих наблюдений астрономы сумели определить, что поперечник 2019 OK равен 100 м. Объект относится к группе Флоры — семейству каменных астероидов Главного пояса — и движется по очень вытянутой орбите. В перигелии он сближается с Солнцем до 0,46 а. е., в афелии удаляется от него на 3,43 а. е. Его следующее сближение с Землей состоится не раньше XXIII века.

Визиты столь крупных объектов в ближайшие окрестности Земли являются достаточно редким событием. Чтобы лучше определить орбитальные характеристики астероида, астрономы изучили архивы наблюдений, выполненных автоматизированными телескопами систем PanSTARRS и ATLAS. Оказалось, что они заметили 2019 OK за несколько недель до сближения. Однако из-за его медленного движения по небу системы мониторинга не распознали объект и не выдали оповещения.

Европейское космическое агентство (ESA) уже опубликовало пресс-релиз, посвященный слишком позднему обнаружению 2019 OK. Ведомство пообещало, что пересмотрит принципы, используемые в системах предупреждения о визитах потенциально опасных объектов, чтобы не допустить повторения таких ситуаций. Во-первых, в программное обеспечение будут внесены соответствующие изменения. Во-вторых, уже в ближайшее время ESA планирует начать эксплуатацию нового автоматизированного телескопа Flyeye. Его задача заключается в оповещении об околоземных астероидах размером более 40 м как минимум за три недели до их сближения с нашей планетой.