Как органические молекулы эволюционируют в межзвездных облаках

Ученые исследовали химический состав холодного газового облака в созвездии Тельца. Они показали, что в нем относительно простые органические молекулы могут превращаться в более сложные. В будущем они могут стать основой для жизни на еще не родившихся планетах.

Молекулярное облако в созвездии Тельца
Молекулярное облако в созвездии Тельца. Источник: ESA/Herschel/NASA/JPL-Caltech

Исследование химии межзвездных облаков

Ученые из университетов США, Нидерландов, Германии и Швейцарии исследовали химические процессы, происходящие внутри холодных межзвездных облаков газа. Из них впоследствии образуются звезды и планеты, поэтому именно там может скрываться загадка возникновения жизни.

Исследователи обратили внимание на одни из самых больших «звездных яслей», которые находятся в созвездии Тельца. Это холодное межзвездное облако называется TMC-1 и расположено на расстоянии 440 световых лет от нас.

Ученые называют подобные регионы аккрецирующими беззвездными ядрами. То есть сжатие вещества под своим весом здесь уже началось, но первые звезды еще не родились. Температура составляет -263° С, что всего на 10 градусов выше абсолютного нуля.

Органические молекулы эволюционируют в космосе

Внимание ученых привлек тот факт, что, несмотря на такие экстремально низкие температуры, здесь есть очень сложные органические молекулы, такие как фулвенален и 1- и 2-этинилциклопентадиен. Это соединения, содержащие кольцевые группы, в составе которых пять атомов углерода. Исследователи попытались понять, как они образуются.

Они предположили, что в газопылевом облаке происходит эволюция органических молекул, начальной точкой которой является ортобензин. Это циклическое соединение, впервые обнаруженное в составе TMC-1 в 2021 году с помощью радиотелескопа Yebes в Испании.

Ученые воспроизвели условия, существующие в холодных газопылевых облаках, и с помощью источника синхротронного излучения идентифицировали ряд веществ. Они пришли к выводу, что ортобензин может легко объединяться с метиловыми радикалами и образовывать более сложные соединения даже при низких температурах.

Здесь ли начинается жизнь?

Учитывая открытие ученых, факт того, что в газопылевых облаках органические молекулы эволюционируют, не вызывает сомнения. Однако исследователи осознают, что открытый ими механизм — лишь часть сложных процессов, происходящих в космическом пространстве. Ведь там должно происходить еще множество других органических и неорганических реакций.

Значительно позже, когда зажгутся первые звезды, а силикатные вещества образуют первые планеты, органические вещества выпадут на них с метеоритами и дадут начало новой жизни.

В дальнейшем ученые планируют продолжить исследовать химические реакции в газопылевых облаках. Они надеются увидеть, начнут ли органические молекулы захватывать атомы азота. Этот путь может привести космическую эволюцию к образованию аминокислот. Они являются составляющими ДНК.

По материалам Рhys.org.