Как образовалась причудливая карликовая планета Хаумеа?

Карликовая планета Хаумеа, которая находится за орбитой Нептуна, имеет удивительную удлиненную форму и вращается очень быстро. Ученые провели моделирование и смогли объяснить, как это небесное тело приобрело свои причудливые особенности.

Карликовая планета Гаумеа
Хаумеа и ее спутники. Источник: www.space.com

Причудливые особенности Хаумеа

Карликовая планета Хаумеа вращается вокруг Солнца по находящейся за Нептуном орбите. По размерам это небесное тело близко к Плутону, но имеет странную форму, напоминающую вытянутое яйцо. Ученые подозревают, что это связано с его очень быстрым вращением вокруг своей оси.

День на Хаумеа длится всего четыре часа. Кроме того, ее поверхность отличается от остальных тел пояса Койпера тем, что преимущественно состоит из водяного льда. Наконец, той же орбитой, которой вращается это небесное тело, летают другие объекты с теми же характеристиками. Их принято называть семьей Хаумеа.

Ученые из Центра космических полетов имени Годдарда и Аризонского государственного университета решили построить модель того, как эволюционировало это небесное тело. Они нашли сценарий, который смог объяснить все его причудливые особенности.

Модель эволюции

Исходными данными, которыми оперировали ученые, были масса, размер и период обращения Хаумеа. Из них исследователи узнали плотность этого небесного тела и его ядра. Это позволило понять, как масса распределяется внутри него и какова была его эволюция.

Ученые установили, что в начале существования Солнечной системы карликовая планета имела значительно меньшую плотность, чем сейчас и была на три процента более массивной. Далее они проработали несколько десятков сценариев и нашли тот, который привел бы к ее современному состоянию.

Первопричиной перемен было большое тело, столкнувшееся с Хаумеа по касательной. Оно привело к откалыванию от нее фрагментов, улетевших в далекий космос. Вращение ускорилось до величин даже больших, чем сейчас.

Более тяжелый камень опустился в центр карликовой планеты, а более легкий водяной лед образовал легкую кору. Однако вращение было столь быстрым, что наружные слои льда на экваторе не удерживались и отрывались от Хаумеа. Так возникло ее семейство.

Однако отрыв кусков привел к уменьшению момента инерции карликовой планеты, и она приобрела свою современную удлиненную форму и немного замедлила вращение. Водяной лед частично растаял и проник вглубь планеты.