James Webb запечатлел небесный фейерверк вокруг новорожденной звезды

NASA опубликовала снимок, полученный космическим телескопом James Webb (JWST). Он создает впечатление, что космос оживает от взрывов пиротехники. Сфотографированные телескопом огненные песочные часы, отмечают сцену рождения протозвезды.

Молекулярное облако L1527, в центре которого формируется новая звезда. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI

Запечатленная JWST область, расположена на расстоянии около 460 световых лет от Земли по направлению к созвездию Тельца. Она представляет собой молекулярное облако, известное под обозначением L1527. Прямо сейчас в нем формируется новая звезда. По оценкам астрономов ее возраст составляет 100 тысяч лет.

В центре снимка  JWST видна яркая красная область, в которой находится растущая протозвезда, с тонкой серой полосой материи, проходящей через нее по горизонтали. Это аккреционный диск. Он содержит вещество, которое используется для роста протозвезды. В будущем оно также даст начало ее планетной системе.

Часть материи из протопланетного диска выбрасывается звездой в противоположных направлениях вдоль оси ее вращения. Они взаимодействуют с окружающим веществом, создавая характерные структуры, придающие форму песочных часов. Звездные джеты также ответственны за эффект фейерверков: они возбуждают окружающую материю, заставляя ее светиться.

Голубой цвет соответствует органическим соединениям, известным как полициклические ароматические углеводороды. Сама протозвезда и плотное одеяло из пыли и смеси газов, которое ее окружает, представлены красным цветом (красные расширения, похожие на искры —артефакт оптики телескопа). Белая область между ними представляет собой смесь углеводородов, ионизированного неона и густой пыли.

По мере старения протозвезды и выброса джетов она будет поглощать, разрушать и выталкивать большую часть этого молекулярного облака, и многие структуры, которые мы видим здесь, начнут исчезать. В конце концов, когда она закончит набирать массу, это впечатляющее зрелище прекратит свое существование, а сама звезда станет более заметной в оптическом диапазоне.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb нашел самое далекое звездное скопление.