Космические сокровища: James Webb нашел самое далекое звездное скопление

Международная группа астрономов использовала телескоп James Webb (JWST) для обнаружения самого далекого известного нам гравитационно-связанного звездного скопления. Оно существовало, когда возраст Вселенной составлял всего 460 млн лет или 3% от нынешнего.

Галактическое скопление SPT-CL J0615−5746. Оно создало гравитационную линзу, позволившую астрономам наблюдать галактику Cosmic Gems. Источник: ESA/Webb, NASA & CSA, L. Bradley (STScI), A. Adamo (Stockholm University) and the Cosmic Spring collaboration

Молодые галактики, образовавшиеся вскоре после Большого взрыва, очень активно формировали звезды, генерируя при этом большое количество ионизирующего излучения. Однако из-за космологической удаленности еще до недавнего времени прямые исследования их звездного населения были весьма затруднительной задачей для астрономов.

На помощь им пришли «космические сокровища». Речь о галактике Cosmic Gems, которая была первоначально обнаружена телескопом Hubble в 2018 году. Под действием гравитационного линзирования со стороны другой, более близкой галактики, ее форма искажена и на снимках напоминает сияющую дугу.

Эта находка оказалась весьма удачной для астрономов. Дело в том, что галактика Cosmic Gems находится на самом краю наблюдаемой Вселенной. Мы видим ее такой, какой она была всего через 460 млн лет после Большого взрыва.

Астрономы воспользовались этой уникальной возможностью и использовали высокую чувствительность и угловое разрешение JWST, чтобы рассмотреть детали «дуги». В общей сложности, им удалось обнаружить пять молодых массивных звездных скоплений. Они массивны и очень плотны — количество звезд в них примерно на три порядка больше, чем в аналогичных по размеру областях звездообразования, расположенных ближе к Земле. На них приходится большая часть ультрафиолетового света, испускаемого галактикой Cosmic Gems.

По словам исследователей, открытие способствует лучшему пониманию, как проходил процесс реионизации Вселенной и как сформировались шаровые скопления. А высокая плотность звезд  в этих древних скоплениях позволяет по-новому взглянуть на процессы образования очень массивных звезд и черных дыр.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb нашел самую далекую сверхновую.

По материалам ESA