James Webb случайно обнаружил «невозможную» карликовую галактику

Астрономы из Университета штата Аризона случайно нашли карликовую галактику на снимках космического телескопа James Webb (JWST). Она не была основной целью наблюдений и находится в месте, где исследователи не ожидали ничего найти.

Карликовая галактика PEARLSDG. Источник: NASA, ESA, CSA, Jake Summers (ASU), Jordan C. J. D’Silva (UWA), Anton M. Koekemoer (STScI), Aaron Robotham (UWA) and Rogier Windhorst (ASU)

Карликовые галактики являются самыми многочисленными галактиками во Вселенной. В них насчитывается менее 100 млн звезд, в то время как, например, в нашем Млечном Пути — около 200 млрд светил. При этом результаты последних наблюдений говорят о том, что таких объектов может быть даже больше, чем ранее считали астрономы — просто они слишком тусклы, чтобы их смогли увидеть современные телескопы.

Открытие было сделано в рамках проекта, в ходе которого JWST изучал галактическое скопление. Немного в стороне от основного поля наблюдения, в той области космоса где, по мнению астрономов, ничего нет, ему удалось обнаружить ранее неизвестную карликовую галактику. Она получила обозначение PEARLSDG.

Карликовая галактика PEARLSDG на снимке James Webb. Источник: The Astrophysical Journal Letters (2024). DOI: 10.3847/2041-8213/ad1b56

PEARLSDG привлекла внимание тем, что не обладает ожидаемыми характеристиками карликовой галактики. Она не взаимодействует с соседними галактиками и не образует новых звезд, что противоречит существующим моделям. Таким образом, это весьма интересный пример изолированной галактики, находящейся в состоянии покоя.

Еще одним сюрпризом стало то, что на изображениях JWST можно наблюдать отдельные звезды. Это позволило измерить расстояние до PEARLSDG. Оно составляет 98 млн световых лет.

По словам исследователей, находка позволит улучшить теории формирования галактик. Кроме того, она позволяет надеяться, что в будущем JWST сможет найти еще целый ряд подобных изолированных галактик, которые пока что ускользают от внимания астрономов.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп Hubble сфотографировал неправильного соседа Млечного Пути.