James Webb сфотографировал «отпечатки пальцев» двойной звезды

Космическому телескопу James Webb (JWST) удалось сфотографировать весьма примечательный космический феномен. Речь о пылевой структуре, состоящей из 17 концентрических колец. Они окружают звездную систему WR 140.

Пылевые кольца вокруг двойной звезды WR 140. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, JPL-Caltech

Звезда Вольфа — Райе

WR 140 расположена на расстоянии 5 тысяч световых лет от Земли. Она состоит из двух звезд. Основным компонентом системы является светило спектрального класса О, масса которого примерно в 30 раз превосходит массу Солнца. Его компаньон представляет собой звезду Вольфа — Райе, чья масса примерно в 10 раз больше солнечной.

Звезды системы WR 140 в представлении художника. Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, JPL-Caltech

Звездами Вольфа — Райе называют светила, для которых характерны очень высокие температуры и светимости, а также наличие ярких эмиссионных линий различных элементов в спектре. Как правило, они находятся на поздних стадиях эволюции, содержат мало водорода, но богаты гелием и активно выбрасывают свое вещество в окружающее пространство.

«Фабрика пыли»

Ранее ученые уже находили звезды Вольфа — Райе, окруженные протяженными пылевыми  оболочками. Однако WR 140 — это первый случай, когда в ней сформировалась концентрическая структура.

По мнению ученых, все дело в орбите звезды. Она не круговая, а эллиптическая. Каждый раз, когда светило сближается со своим компаньоном (такие встречи происходят раз в восемь лет), их звездные ветра сталкиваются друг с другом, что способствует сжатию газа и образованию пыли. Это приводит к созданию расширяющегося кольца, которое можно сравнить с годичными кольцами на деревьях.  По словам исследователей, если бы звезда Вольфа — Райе имела обычную круговую орбиту, то она бы постоянно производила пыль, но в ней не было бы никаких структур.

Снимок WR 140 также наглядно иллюстрирует технические возможности JWST и его камеры MIRI, одна из задач которых как раз и заключается в поиске и исследовании пыли. На наилучших снимках наземных телескопов астрономы могли рассмотреть не более двух колец. JWST удалось запечатлеть, по меньшей мере, 17 колец. Но в реальности их, конечно, намного больше. Просто на определенном удалении от звезды они становятся слишком тусклыми даже для такого мощного телескопа.

JWST также удалось провести анализ пыли и установить, что она богата углеродом. Это важная информация. Дело в том, что выброшенное WR 140 вещество со временем войдет в состав газовых облаков, которые дадут жизнь новому поколению звезд. Не исключено, что звездная колыбель нашего Солнца также была обогащена тяжелыми элементами, произведенными одним из таких светил.