James Webb сфотографировал одну из первых нитей космической паутины Вселенной

Используя космический телескоп James Webb (JWST) астрономы обнаружили нитевидную структуру из десяти галактик, существовавшую всего через 830 млн лет после Большого взрыва. По мнению исследователей, со временем она эволюционирует в галактическое скопление.

Инфракрасный снимок JWST, демонстрирующий нить, состоящую из десяти древних галактик. Они отмечены восемью кружками (два из них соответствуют паре галактик). Источник: NASA, ESA, CSA, Feige Wang (University of Arizona), and Joseph DePasquale (STScI)

Галактики не разбросаны беспорядочно по Вселенной. Они собираются не только в скопления, но и образуют огромные взаимосвязанные нитевидные структуры с гигантскими пустотами между ними.

Астрономы давно пытаются найти ответ на вопрос, как именно сформировалась глобальная паутина Вселенной. Считается, что ключевую роль в этом процессе сыграли сверхмассивные черные дыры.

Чтобы подтвердить это предположение, исследователи из проекта ASPIRE (A SPectroscopic survey of biased halos In the Reionization Era) задействовали телескоп JWST. В ходе наблюдений им удалось обнаружить нить протяженностью в 3 млн световых лет, состоящую из десяти галактики. Их «венчает» квазар: галактика с активной сверхмассивной черной дырой в центре. По расчетам астрономов, со временем эта нить превратилась в массивное галактическое скопление, аналогичное известному скоплению Волосы Вероники.

В ходе наблюдений, JWST также измерил массы черных дыр восьми квазаров, существовавших менее чем через миллиард лет после Большого взрыва. Они составляют от 600 млн до 2 млрд солнечных. Для сравнения, масса черной дыры в центре нашей галактики превышает массу Солнца всего в 4 млн раз. Астрономы продолжают искать «улики», объясняющие, как эти ранние черные дыры могли так быстро вырасти до таких размеров.

JWST также нашел свидетельства того, как черные дыры влияют на процессы звездообразования в своих галактиках. Они делают это посредством «ветров»: выбросов частиц, производимых их джетами. Хоть этот феномен и известен астрономам, но они еще никогда не наблюдали его на столь раннем этапе существования Вселенной.