James Webb сфотографировал галактику в форме рыболовного крючка

Астрономы опубликовали новые снимки, сделанные космическим телескопом James Webb (JWST). На одном из них можно увидеть необычно выглядящую галактику, напоминающую гигантский рыболовный крючок.

Космический тинейджер

Целью наблюдения JWST являлось скопление галактик Эль-Гордо. Мы видим его таким, каким оно было 6,2 млрд лет назад, когда возраст Вселенной был в два раза меньше нынешнего. Поэтому исследователи образно сравнивают его с «космическим тинейджером».

Галактическое скопление Эль-Гордо. Источник: NASA, ESA, CSA. Science: Jose Diego (Instituto de Física de Cantabria), Brenda Frye (University of Arizona), Patrick Kamieneski (Arizona State University), Tim Carleton (Arizona State University), and Rogier Windhorst (Arizona State University). Image processing: Alyssa Pagan (STScI), Jake Summers (Arizona State University), Jordan D’Silva (University of Western Australia), Anton Koekemoer (STScI), Aaron Robotham (University of Western Australia), and Rogier Windhorst (Arizona State University).

Эль-Гордо привлекло внимание астрономов из-за того, что оно является гравитационной линзой. Масса скопления настолько велика, что оно усиливает свет от более далеких фоновых галактик. Это дает ученым возможность наблюдать объекты, которые в противном случае были бы слишком тусклы, чтобы их мог увидеть даже JWST.

Галактика — рыболовный крючок

Одну из таких линзированных галактик можно увидеть в правой части основного изображения JWST. Она выделяется на фоне соседей благодаря своей необычной форме, которая напоминает рыболовной крючок, а также характерному красно-оранжевому цвету.

Галактика — рыболовный крючок. Источник: NASA, ESA, CSA. Science: Jose Diego (Instituto de Física de Cantabria), Brenda Frye (University of Arizona), Patrick Kamieneski (Arizona State University), Tim Carleton (Arizona State University), and Rogier Windhorst (Arizona State University). Image processing: Alyssa Pagan (STScI), Jake Summers (Arizona State University), Jordan D’Silva (University of Western Australia), Anton Koekemoer (STScI), Aaron Robotham (University of Western Australia), and Rogier Windhorst (Arizona State University).

В реальности эта галактики имеет форму диска. Она «превратилась» в рыболовный крючок благодаря гравитации Эль-Гордо, которая исказила направление испущенного ей света. Что касается характерного цвета, то он обусловлен сочетанием покраснения от пыли внутри самой галактики и космологического красного смещения из-за чрезвычайно большого расстояния. Исследователи установили, что испущенному галактикой свету, потребовалось 10,6 млрд лет, чтобы достичь Земли.

Также астрономы определили, что диаметр галактики составлял 26 тысяч световых лет (это почти в четыре раза меньше диаметра Млечного Пути), а также изучили историю ее звездообразования. Оказалось, что в центре галактики звездообразование уже идет на спад.

Рекордно далекий красный гигант

На снимок JWST также попали и другие любопытные объекты. Например, длинная тонкая линия слева от центра изображения. Это еще одна, искаженная гравитационной линзой, фоновая галактика. Испущенному ей свету потребовалось 11 млрд лет, чтобы достичь Земли.

Скопление Эль-Гордо. На врезках показаны галактики, чьи изображения были искажены гравитационной линзой. Источник: NASA, ESA, CSA. Science: Jose Diego (Instituto de Física de Cantabria), Brenda Frye (University of Arizona), Patrick Kamieneski (Arizona State University), Tim Carleton (Arizona State University), and Rogier Windhorst (Arizona State University). Image processing: Alyssa Pagan (STScI), Jake Summers (Arizona State University), Jordan D’Silva (University of Western Australia), Anton Koekemoer (STScI), Aaron Robotham (University of Western Australia), and Rogier Windhorst (Arizona State University).

В одной из соседних галактик, чье изображение также было искажено гравитационной линзой, исследователям удалось разглядеть красный гигант. Его назвали Квилур, что в переводе с языка кечуа, означает «звезда».

Ранее Хаббл находил другие линзированные звезды (например, Эарендель), но все они были голубыми сверхгигантами. Квилур — первая красный гигант, найденный на расстоянии свыше 1 млрд световых лет от Земли. Такие звезды с большим красным смещением можно обнаружить только при наблюдениях в инфракрасном диапазоне. Астрономы ожидают, что в будущем JWST найдет еще немало подобных красных гигантов.

Присоединяйтесь: https://t. me/ustmagazine