James Webb обнаружил интересную находку возля звезды Фомальгаут

Космический телескоп James Webb подробно изучил газопылевой диск, вращающийся вокруг звезды Фомальгаут. Он обнаружил, что в нем есть три мощных пояса астероидов. Кроме того, там могут скрываться неизвестные по сей день планеты.

Газопылевой диск вокруг Фомальгаута
Газопылевой диск вокруг Фомальгаута. Источник: NASA, ESA, CSA, A. Gaspár (University of Arizona)

Астероидные пояса у звезды Фомальгаут

Фомальгаут — это самая яркая звезда созвездия Южной Рыбы. Недавно ученые направили на нее космический телескоп James Webb, чтобы исследовать газопылевой диск и пояс астероидов, которые были обнаружены ранее. Но неожиданно оказалось, что эта система гораздо более сложная, чем считалось.

Как выяснили ученые, система Фомальгаут простирается вокруг звезды на расстояние 23 млрд км. Это в 150 раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Внутри этого радиуса расположились целых три астероидных пояса, из которых раньше было известно только о внешнем.

Сам этот пояс оказался вдвое мощнее того, что существует в Солнечной системе за орбитой Нептуна. Ученые убеждены, что наличие большого количества пыли и обломков в ней является следствием столкновения больших тел.

История исследования Фомальгаута

Фомальгаут — это молодая и горячая белая звезда. Впервые ученые узнали, что вокруг нее существует газопылевой диск в 1983 году, в ходе наблюдений, проведенных инфракрасным астрономическим спутником NASA IRAS. Тогда это открытие было доказано рядом наземных телескопов.

Пояс астероидов, который находится в этом кольце, был открыт значительно позже — во время наблюдения Фомальгаута орбитальным телескопом Hubble и массивом радиоантенн ALMA. Но ни один из них не смог разглядеть внутреннюю структуру диска. Для этого понадобился James Webb, работающий в инфракрасной части спектра.

Теперь Hubble, ALMA и Webb объединили свои усилия, чтобы составить целостное представление о том, как устроены обломочные диски вокруг Фомальгаута и других подобных ему звезд. И больше всего ученых интересует вопрос о наличии возле них новорожденных планет.

Где планеты?

На самом деле одну планету в газопылевом диске, окружающем Фомальгаут, нашли еще в 2008 году. Но уже в 2014-м Hubble ее не увидел. Однако новое исследование может пролить свет на этот загадочный факт. Дело в том, что изображение, полученное James Webb, содержит большое количество промежутков, в которых, как считают ученые, и скрываются планеты.

Учитывая наличие астероидных поясов, они там просто обязаны быть. Ведь в Солнечной системе именно гравитация Юпитера предопределяет внешнюю границу внутреннего пояса астероидов, а Нептун аналогичным образом влияет на пояс Койпера.

А вот планета, которую заметили вблизи от Фомальгаута в 2008 году, могла быть не единственным небесным телом. На изображениях James Webb примерно в том же месте видно огромное газопылевое облако. Ученые подозревают, что наблюдавшийся ранее объект был следом столкновения двух больших обломков.