James Webb нашел доказательства существования атмосферы у каменистой экзопланеты

Специалисты, работающие с космическим телескопом James Webb, исследовали 55 Рака e. Эта загадочная каменистая планета стала первой условно землеподобной, для которой точно было установлено существование газовой оболочки.

James Webb встановив існування на 55 Рака e етмосфери
James Webb встановив існування на 55 Рака e етмосфери. Джерело: University of Bern, Switzerland

Загадочная 55 Рака e

Космический телескоп James Webb собрал лучшие на сегодня доказательства того, что у экзопланеты, похожей на Землю, может быть атмосфера. Удалось это благодаря наблюдениям за 55 Рака e.

Она вращается вокруг звезды, расположенной на расстоянии в 41 световой год от Земли. Кроме нее, в системе есть еще четыре мира. Однако 55 Рака e считается наиболее внутренней и самой загадочной среди них, несмотря на то, что она неоднократно наблюдалась на разных длинах волн.

Благодаря этим исследованиям, ученым было известно, что ее диаметр вдвое превышает земной, а плотность немного больше. При этом планета очень горячая, поскольку находится близко к своей звезде. Однако на что она похожа и, особенно, имеет ли собственную атмосферу, до сих пор не было известно.

James Webb подтверждает существование атмосферы

Именно на этом этапе к исследованиям подключился James Webb. Ученые, которые с ним работают, уже публиковали в 2016 году ее карту и еще тогда высказывали предположение о наличии у нее атмосферы. Теперь же они получили значительно больший набор данных благодаря камере инфракрасного спектра NIRCam и спектрографу MIRI.

Полученные данные сравнили с двумя моделями. Первая показывала мир, у которого газовая оболочка состоит из силикатных пород, которые испарились. Вторая — мир, в газовой оболочке которого присутствуют летучие вещества, такие как вода и углекислый газ. И то, что показал космический телескоп, больше всего похоже именно на последний случай.

Собственно, как показали исследования, атмосфера 55 Рака e из углекислого газа и состоит. Это – удивительное открытие, учитывая то, насколько планета горячая и как сильно облучает ее звезда. Однако не менее важным для ученых является сам факт того, что James Webb в таких условиях смог определить наличие и состав газовой оболочки. Если он на это смог относительно 55 Рака e, то тем более такое ему удастся и с более холодными мирами.