James Webb может разгадать тайну сигнала из «адского мира»

Планета 55 Рака e — это очень горячая суперземля, от которой уже 20 лет фиксируются странные сигналы. Ученые придумали, как объяснить их естественными причинами. Однако подтвердить выдвинутые теории сможет только телескоп James Webb.

Адский мир 55 Рака e
Адский мир 55 Рака e. Источник: NASA/JPL-Caltech

Загадка 55 Река e

Ученые выдвинули любопытное предположение, объясняющее особенности поведения одной необычной планеты. 55 Рака e была открыта еще в 2004 году. Она является частью вращающейся вокруг красного карлика, расположенного в 40 св. годах от Солнца.

Хотя эта звезда и очень тусклая, расстояние между ней и 55 Рака e составляет всего 2 процента от того, на которое Земля удалена от Солнца. В результате год на ней длится всего 17 часов, а условия можно назвать адскими. Исследования показали, что ее «дневная» сторона раскалена до 2427°C, а на «ночной», хотя она и гораздо прохладнее, температура все равно достигает 1127°C.

Но главная загадка не в этом. Когда 55 Рака e проходит между своей звездой и нами, она затмевает свет, как это и должно быть. Однако когда эта планета прячется от нас за красным карликом, наблюдаются странные явления. В одних случаях до нас долетает свет видимого диапазона, излучаемый ею, а в других — нет. При этом сигнал в инфракрасной части диапазона присутствует всегда.

Почему «адский мир» так себя ведет?

В новом исследовании ученые попытались объяснить странное поведение 55 Рака e. По их мнению, близость этой планеты к ее звезде влечет за собой частые извержения вулканов. Они выбрасывают большое количество газов и пыли, богатых углеродом, которые формируют вокруг планеты плотную атмосферу.

Однако из-за температуры и высокого облучения удержать их долго «адский мир» не в состоянии. Через некоторое время они «сдуваются» с него и планета становится безатмосферной. Затем все повторяется снова.

Именно этим циклом ученые объясняют странную ситуацию, когда сигнал в видимом свете то есть, то нет. Очевидно, что когда он присутствует, это означает интенсивное отражение света звезды облаками в атмосфере. А когда газовая оболочка исчезает, остается только инфракрасное излучение от нагретой поверхности.

Это отличная теория, но имеющиеся сейчас факты не могут ее ни подтвердить, ни опровергнуть. Именно поэтому исследователям и нужен телескоп James Webb. Его мощные спектрографы позволят определить не только присутствие атмосферы, но и ее химический состав.