Извержение вулкана в Карпатах может начаться неожиданно

Вулкан Чуметул-Маре расположен в Южных Карпатах на территории Румынии. Он достаточно молодой, но при этом последний раз извергался несколько тысяч лет назад. Однако недавно ученые предположили, что новый взрыв может произойти совершенно неожиданно.

Вулкан Чуметул-Маре
Вулкан Чуметул-Маре. Источник: István Fodor

Чуметул-Маре — самый молодой вулкан Карпат

Чуметул-Маре, или Чемода, — самый молодой вулкан во всем карпатско-паннонийском регионе. Он начал формироваться всего миллион лет назад. Этот огненный великан сейчас считается угасшим, ведь в последний раз извергался много тысяч лет назад и исторических свидетельств о его активности не сохранилось.

Находится вулкан в Южных Карпатах на территории Румынии. Команда ученых нескольких европейских научных учреждений смогла не только подробно изучить историю его извержений, но и установить структуру полостей под ним.

Наибольшую активность Чуметул-Маре проявлял примерно 160 тыс. лет назад. Затем последовал целый ряд небольших извержений, длившихся до 95 тыс. лет назад. После этого вулкан затух на 30 тыс. лет, однако после этого снова проснулся. 56 тыс. лет назад он произвел мощный взрыв.

После этого Чуметул-Маре вновь сделал перерыв и в последний раз извергался около 30 тыс. лет назад. Ученых очень интересует вопрос о том, почему вулкан изменил свое поведение и после серии относительно спокойных и продолжительных проявлений активности перешел к взрывам.

Движение лавы раскрывает секреты прошлого вулкана

Секреты прошлого Чуметул-Маре помог разгадать детальный анализ фазового и химического состава застывшей лавы. Он смог рассказать о температуре, давлении и других условиях, в которых происходила кристаллизация. А уже по этим данным ученые смогли воссоздать ее движение и систему камер под вулканом.

Особенно им помог в этом минерал амфибол. Различные химические элементы включаются в его кристаллическую решетку при различных условиях и это позволяет точно их оценить. В случае с Чуметул-Маре его химический состав сильно варьируется.

Особенно заметны различия в магме очень древних и совсем новых извержений. Состав амфибола показывает, что в какой-то момент в старую камеру под вулканом начала поступать новая, более горячая магма из глубин, и это могло сыграть свою роль в том, что вулкан начал извергаться взрывообразно.

При этом в более молодой магме амфибол демонстрирует химический состав, который не встречается в других вулканах. Кроме того, она значительно сильнее окислена, чем все, что встречалось ученым ранее. И все это заставляет исследователей по-новому взглянуть на вопрос о том, может ли карпатский вулкан и его родственники по всему миру неожиданно взорваться после тысяч лет молчания.

Новые данные свидетельствуют в пользу того, что такой сценарий вполне вероятен. Если в камеру неожиданно начнет поступать горячая магма, то события будут развиваться очень быстро. Признаки того, что спавший десятки тысяч лет вулкан проснулся, могут появиться лишь за недели и месяцы до извержения.