Интересные достижения украинских ученых для космической отрасли — Сергей Веретюк, Head of NES

Когда речь идет о достижениях Украины в направлении исследования в науке и космосе, люди в основном ссылаются на прошлый век. Это было время смелых экспериментов и открытий запуск первого спутника, вывод человека на орбиту, первая посадка на Луне и т.д. В известной степени украинцы внесли свой вклад в каждое из упомянутых достижений.

После того как наша страна обрела независимость, потребовалось время для создания научных учреждений и космического агентства. Но сегодня Украина с удовольствием делится своими достижениями.

Сергей Веретюк, кандидат технических наук, руководитель Noosphere Engineering School, рассказал о вкладе украинцев в направлении исследования космоса.

Медаль Филдса за подтверждение гипотезы Кеплера

В 2022 году Марина Вязовская, украинский математик и профессор в Федеральной политехнической школе Лозанны в Швейцарии, стала второй женщиной в истории, которая получила медаль Филдса. Вязовская предоставила доказательство высокомерных эквивалентов упаковки сфер одинакового размера, решив задачу упаковки сфер (гипотеза Кеплера) в измерении 8.

Кеплер наиболее известен своим открытием того, что планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Решение, которое предоставила Вязовская, имеет практическое влияние. По словам математика Эрики Кларайх, упаковка высокомерных сфер тесно связана с кодами для исправления ошибок, которые используют сотовые телефоны, космические зонды и Интернет для передачи сигналов через зашумленные каналы.

Юрий Изотов и тайны нашей Вселенной

Юрий является одним из самых цитируемых украинских исследователей в мире. Вместе со своим американским коллегой украинский ученый нашел самую молодую галактику во Вселенной, которой всего 500 млн лет. Группа исследователей из пяти стран под руководством доктора Юрия Изотова из Главной астрономической обсерватории Украины доказала, что так называемые галактики-«зеленые горошины» были причиной нагрева Вселенной примерно 13 млрд лет назад. Благодаря этому открытию Юрий стал одним из самых известных астрофизиков нашего времени, что вызвало резонанс в научном сообществе.

Открытие экзокомет

Астрономы Главной астрономической обсерватории (ГАО) НАН Украины в Киеве открыли пять новых экзокомет (кометы, вращающиеся вокруг любой другой звезды, кроме Солнца), используя данные транзитного спутника. Эти недавно открытые экзокометы вращаются вокруг звезды Бета Живописца (Beta Pictoris). Поскольку это светило образует планетарную систему, которая значительно моложе Солнца, это позволяет получить представление о том, что происходило в период молодости планетарной системы.

Украинцы не первые, кто увидел экзокометы, но они первые, кто идентифицировал их, в частности через транзиты, которые являются крошечными капельками в сиянии звезды, когда комета проходит перед ней.

Новое поколение ученых

Украина также укрепляет новое поколение ученых. Например, в рамках деятельности Инжиниринговой школы Noosphere студенты ведущих университетов работают над научными и космическими проектами под руководством менторов. Лаборатории позволяют реализовывать студенческий проект Rocketry Agency проектирование семейства сверхлегких суборбитальных ракетных систем, достигающих высоты до 100 км.

Студенты получают новые знания, практикуя и экспериментируя с технологиями и методами производства. Они выполняют полный цикл ракетостроения: проектирование, конструирование, изготовление узлов и агрегатов, технологическая подготовка производства, эксплуатация ракетных комплексов и контроль надежности, разработка бортового радиоэлектронного оборудования, разработка систем и средств внешнего траекторного измерения и контроля наземного оборудования.

В 2021 году команда Rocketry Agency запустила многоразовую ракету K80 CanSat mod 2 с высотой подъема до 2 км, исследовательскую ракету K80 Meteo 7000 mod 2 с высотой подъема до 7 км, а также суборбитальную исследовательскую ракету K110 Meteo 40000 mod 1 с высотой подъема 40 км.

Среди прочего, студенты разрабатывают безопасные для окружающей среды жесткие смешанные топливные композиции с высокими энергетическими характеристиками, жидкое монотопливо, системы минимизации зон отчуждения во время пусков ракет, системы обеспечения и управления полетом и т. д. Молодой украинский изобретатель также создал спутниковый форм-фактор, используя результаты своих исследований. Компактный спутник имеет размер 1/10U. Это делает доступной новую технологию вертикального монтажа, позволяющую выполнять 10 миссий в одном устройстве.

Хотя мало говорят о том, что украинцы делают научные открытия, которые изменяют мир, это не означает, что развитие космической науки остановилось. Украина пережила сложный период, но, несмотря на все вызовы, она не отстает от современной повестки дня. От разгадывания сложнейших загадок науки до достижений учеников — украинские ученые стремятся внести свой вклад. С Украиной, которая является членом Европейского космического агентства, и с доступом к международному космическому сообществу наши ученые и инженеры обязательно улучшат европейские космические проекты.