Инопланетные цивилизации могут попасть в ловушку на «планетах-аквариумах»

Ученые выдвинули предположение, что достаточно большие суперземли могут иметь настолько мощную силу притяжения, что инопланетные цивилизации никогда не покинут их. Образуются своеобразные «миры-аквариумы», которые могут стать ловушкой для разумных существ.

Инопланетные цивилизации могут зародиться на планетах-океанах
Инопланетные цивилизации могут зародиться на планетах-океанах. Источник: phys.org

Уравнение Дрейка и вторая космическая скорость

Элио Кирога, профессор Университета дель Атлантико Медио в Испании, опубликовал исследование относительно того, что некоторые инопланетные цивилизации могут никогда не добраться до космоса, и мы даже можем не подозревать об их существовании.

Исходной точкой для исследования послужило уравнение Дрейка. Оно содержит целую кучу коэффициентов, даже приблизительные значения которых до сих пор остаются дискуссионными. Вместе с тем там никак не учитывается возможность того, что цивилизация достигнет высокого уровня развития техники, но при этом просто физически не сможет ее покинуть.

Речь идет о второй космической скорости для определенной планеты. Она показывает, какую скорость должно иметь тело, чтобы полностью преодолеть силу притяжения этого мира и улететь прочь. Эта величина не зависит от ее химического состава. Только от массы и радиуса.

Поскольку среди открытых экзопланет немало так называемых суперземель, ощутимо превосходящих Землю по массе и радиусу, Кирога решил проверить, не будет ли она слишком большой для того, чтобы ее могли достичь разумные существа.

Инопланетные цивилизации в ловушке

Анализ, проведенный Кирогой, показал, что по крайней мере для некоторых крупных суперземель, масса которых в разы больше, чем у нашей родной планеты, действительно могут быть очень большие вторые космические скорости. Они настолько значительны, что для космического полета не хватило бы никакого мыслимого количества топлива.

В других случаях его было бы достаточно, но сами ракеты при этом должны были бы иметь огромные размеры, чтобы не развалиться при полете сквозь атмосферу. Кроме того, суперземли, согласно имеющимся моделям, должны иметь плотные атмосферы. А космическому кораблю еще надо возвращаться на планету.

Если инопланетные астронавты попытаются это сделать при высокой скорости, то просто сгорят. Отсюда ученый делает вывод, что во Вселенной действительно могут существовать миры, жители которых никогда не смогут покорить космос по объективным причинам.

«Планеты-аквариумы»

Однако Кирога на этом не останавливается и проводит анализ дальше. Согласно все тем же моделям, среди суперземель значительную долю составляют планеты-океаны, полностью покрытые водой. Так что именно там и будут развиваться разумные существа. И это может привести к непредсказуемым последствиям.

Скорость и дальность распространения звуковых колебаний в воде значительно превышает эти значения в воздухе. В земных океанах этим свойством пользуются киты и дельфины, которые таким образом могут «переговариваться» через тысячи километров. И то же самое потенциально могут делать разумные существа на полностью покрытой водой планете.

Поэтому им может вовсе не понадобиться радио для общения. А значит, не только космические корабли, но и радиосигналы этот мир покидать не будут. Такие «планеты-аквариумы» могут оказаться ловушкой для разумной жизни. Она будет в них развиваться, но никогда не будет контактировать с другими цивилизациями.

Более того, плотная атмосфера суперземель может содержать густой покров из облаков. Они будут пропускать солнечный свет, но всегда будут закрывать от разумных обитателей океана звезды. Поэтому представление о множественности миров у них может и не возникнуть вообще. То есть подобная цивилизация из картины, что рисует нам уравнение Дрейка, просто выпадает.