Hubble сфотографировал «песочные часы»

На этом изображении, полученном космическим телескопом Hubble, можно увидеть объект дальнего космоса M1-63, расположенный на расстоянии 32 тыс. световых лет в южном созвездии Щита и представляющий собой планетарную туманность.

Планетарная туманность M1-63. Источник: ESA/Hubble & NASA, L. Stanghellini

Такие объекты формируются на завершающем этапе жизни солнцеподобных звезд, превратившихся в красных гигантов, когда они начинают сбрасывать в окружающее пространство верхние слои своей оболочки.

Ключевой особенностью M1-63 является ее необычная биполярная форма, внешне напоминающая песочные часы. По мнению астрономов, это может быть связано с тем, что в центре системы расположена пара звезд. Гравитация более легкого компаньона «развела» выброшенное красным гигантом вещество в противоположные стороны, сформировав характерную двухлепестковую структуру.

Стоит отметить, что M1-63 является не единственным объектом подобной формы. Туманность MyCn 18 также напоминает песочные часы. Она получила значительно большую известность среди астрономов, поскольку находится значительно ближе к Солнечной системе.