Hubble сфотографировал одну из наиболее ярких звезд Млечного Пути

24 апреля космическая обсерватория Hubble отметила свой 31-й день рождения. Традиционно в честь этого события специалисты миссии публикуют «праздничный» снимок какого-то зрелищного космического объекта или явления. И 2021-й год не стал исключением.

AG Киля (фото Hubble). Источник: NASA, ESA and STScI

На «праздничном» снимке Hubble можно увидеть AG Киля. Это одна из наиболее ярких и массивных звезд Млечного Пути. Ее светимость превышает солнечную почти в миллион раз, а масса — в 55-70 раз.

AG Киля классифицируется как голубая переменная звезда. Ее светимость колеблется в значительном диапазоне. Несмотря на то, что это светило удалено от нас на 20 тыс. световых лет, в определенные моменты времени его (по крайней мере, в теории) даже можно увидеть на земном небе невооруженным глазом.

Область неба вокруг AG Киля. Источник: ESA/Hubble, Digitized Sky Survey 2.

Приведенная фотография демонстрирует причину этих колебаний. AG Киля окружена массивной туманностью, состоящей из вещества, выброшенного за последний десяток тысяч лет. Диаметр этой туманности составляет пять световых лет, что превышает расстояние от Солнца до α Центавра, а масса соответствует как минимум десяти солнечным. Красным цветом показано распределение водорода с примесью газообразного азота, синим — сгустков пыли.

По мнению ученых, поведение AG Киля является индикатором того, что эта звезда приблизилась к концу своего жизненного цикла. В относительно недалеком (по астрономическим меркам) будущем ее ядро коллапсирует, что приведет к вспышке сверхновой.