Hubble сфотографировал объект Хербига- Аро

Это красочное изображение, полученное телескопом Hubble, демонстрирует причудливо извивающийся поток материи, расположенный в созвездии Парусов на расстоянии около 1400 световых лет от Солнца.

Объект Хербига-Аро (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, B. Nisini

Подобные формации получили название «объекты Хербига-Аро». Долгое время астрономы точно не знали, как именно они образуются. По одной из версий, они являются разновидностями отражательных туманностей, другая гипотеза увязывала их появление с процессами взаимодействия светил и окружающего их межзвездного вещества. Но в 1970-х было доказано, что такие объекты представляют собой продукты деятельности протозвезд.

Новорожденные звезды почти всегда окружены протопланетными дисками. Их взаимодействие с веществом этих дисков может приводить к образованию джетов, состоящих из ионизированного газа. Говоря проще, молодое светило выбрасывает материю в окружающее пространство.

Выброшенное звездой вещество, движется со значительной скоростью, которая может достигать нескольких сотен километров в секунду. Его взаимодействие с окружающими газово-пылевыми облаками приводит к образованию характерных ударных волн. Именно их мы и наблюдаем, как объекты Хербига-Аро. Протяженность таких структур может превышать 10 световых лет. Также стоит сказать, что они являются весьма краткосрочным по астрономическим меркам явлением — всего через несколько десятков тысяч лет после возникновения они полностью рассеиваются в межзвездном пространстве.