Hubble сфотографировал «хвостатый» астероид

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В начале января этого года астрономы обнаружили, что астероид Голт (6478 Gault) неожиданно обзавелся хвостом, напоминающим кометный. Чтобы разобраться в причинах такого редкого явления, исследователи прибегли к помощи телескопа Hubble.

Полученные орбитальной обсерваторией изображения демонстрируют, что Голт обладает даже не одним, а целыми двумя кометоподобными хвостами, состоящими из частичек астероидного вещества. Протяженность одного из них составляет 800 тыс. км, ширина — 4800 км. Длина второго хвоста может достигать 200 тыс. км. Согласно подсчетам, если сложить образующий их материал, получился бы объект размером 150 м. Изучив архивные снимки астероида, астрономы определили, что хвосты появились в промежутке между 28 октября и 30 декабря 2018 г.

Астероид Голт был открыт в мае 1988 г. Юджином и Кэролайн Шумейкерами (Eugene&Carolyn Shoemaker). Он имеет поперечник порядка 4 км и входит в состав семейства Фокеи — группы из примерно 2 тыс. объектов, образовавшихся 2,5 млрд лет назад в результате масштабного столкновения. Считается, что этот объект принадлежит к классу S, то есть его спектр указывает на присутствие значительных количеств соединений кремния. Подобные тела также называют каменными астероидами.

Хвосты Голта возникли в результате неких активных событий, приведших к выбросу его вещества в космос. По мнению исследователей, их причиной стал YORP-эффект (эффект Ярковского-О’Кифа-Радзиевского-Пэддэка). Он заключается в появлении слабого реактивного импульса за счет теплового излучения от нагревшейся днем и остывающей ночью поверхности астероида, придающего ему дополнительное ускорение. Из-за него тело также может ускорить вращение вокруг своей оси. В итоге, если центробежная сила начинает превосходить силу тяжести, объект становится нестабильным. На нем возникают оползни, выбрасывающие в космос обломки и пыль.

По некоторым оценкам, ежегодно один из 800 тыс. известных астероидов Главного пояса разрушается под действием YORP-эффекта. До недавнего времени астрономам крайне редко доводится наблюдать подобные события. Однако с вводом в строй новых автоматизированных широкоугольных телескопов, сп

Стоит отметить, что находящийся на орбите вокруг астероида Бенну (101955 Bennu) аппарат OSIRIS-REx несколько раз отмечал небольшие выбросы пыли с его поверхности. Кроме того, анализ данных о скорости вращения этого тела говорит о том, что она постепенно увеличивается — скорее всего, под действием YORP-эффекта. Это значит, что в будущем Бенну тоже может начать разрушаться.

По материалам: https://www.spacetelescope.org