Hubble сфотографировал две планетарных туманности

После того, как солнцеподобные звезды исчерпывают все запасы водородного термоядерного «топлива», в их недрах запускаются реакции превращения гелия в углерод. Температура ядра резко повышается, в то же время внешние слои атмосферы начинают стремительно расширяться. Светило превращается в красного гиганта.

В какой-то момент красный гигант приступает к сбросу внешних слоев газовой оболочки. Ультрафиолетовое излучение обнажившегося горячего ядра ионизирует окружающее умирающую звезду выброшенное вещество, которое начинает светиться и становится видимым. Эта стадия называется планетарной туманностью.

Планетарная туманность NGC 6302 Источник: NASA, ESA and J. Kastner (RIT)

Недавно астрономы впервые использовали для изучения подобных объектов установленную на телескопе Hubble Камеру широкого поля WFC3, позволяющую получать изображения сразу в нескольких спектральных диапазонах. Выбор пал на планетарные туманности NGC 6302 и NGC 7027. По мнению ученых, они возникли в двойных системах, что объясняет особенности их формы.

Возможности космической обсерватории позволили специалистам выявить множество ранее неизвестных деталей. Например, в туманности NGC 6302 удалось заметить S-образную структуру. Она «проявилась» лишь на снимках в ближнем инфракрасном диапазоне, когда WFC3 регистрировала излучение ионизованных атомов железа. Что касается NGC 7027, то, судя по данным телескопа Hubble, в прошлом центральный компонент системы методично сбрасывал свою газовую оболочку, а затем произошло какое-то событие, нарушившее симметрию расширяющегося газового облака.

Планетарная туманность NGC 7027. Источник: NASA, ESA and J. Kastner (RIT)

По космическим меркам стадия планетарной туманности крайне коротка — она длится не более нескольких десятков тысяч лет. В конце концов, «обнаженное» звездное ядро остывает и перестанет излучать достаточно ультрафиолета для ионизации газовой оболочки, которая вдобавок из-за постепенного рассеивания в окружающее пространство становится все более разреженной. В результате туманность перестает быть видимой. Что касается ядра, то оно сжимается под действием собственной гравитации и превращается в белый карлик.