Hubble сфотографировал далекую планетарную туманность

Специалисты группы сопровождения миссии Hubble опубликовали новое изображение, на котором запечатлена планетарная туманность ESO 455-10, видимая в созвездии Скорпиона.

Планетарная туманность ESO 455-10. Источник: ESA/Hubble & NASA, L. Stanghellini

Еще недавно на месте ESO 455-10 располагался красный гигант. Достигнув конца жизненного цикла, он приступил к сбросу своей оболочки в окружающее пространство. Обнажившееся ядро ионизировало ее, «заставив» светиться в видимом диапазоне и сделав доступной для наблюдений.

В северной части ESO 455-10 можно различить дугу. Она образовалась в результате взаимодействия вещества туманности с межзвездной средой, состоящей из очень разреженного газа (в основном водорода и гелия), частичек пыли, электромагнитных полей и космических лучей.

По меркам возраста Вселенной стадия планетарной туманности весьма скоротечна — она длится всего несколько десятков тысяч лет. Затем обнажившееся звездное ядро остывает настолько, что перестает излучать достаточно ультрафиолета для ионизации удалившейся газовой оболочки. Оно превращается в белый карлик, а облако газа постепенно рекомбинирует и рассеивается в пространстве, становясь невидимым.