Hubble сфотографировал галактику со сверхновой звездой

Работающие с телескопом Hubble астрономы, опубликовали новый снимок. На нем можно увидеть спиральную галактику LEDA 857074, в которой вспыхнула сверхновая звезда.

Галактика LEDA 857074. Источник: ESA/Hubble & NASA, R. J. Foley

Космический телескоп Hubble изучает огромное количество небесных объектов. Среди них галактики, туманности, звездные скопления, а также планеты Солнечной системы и экзопланеты. Программы наблюдений обычно направлены на сбор данных, чтобы астрономы могли ответить на интересующий их конкретный вопрос. Естественно, это означает, что большинство запланированных наблюдений направлены на объекты, которые уже исследовались ранее.

Некоторые из таких объектов хорошо известны любителям астрономии, например Крабовидная туманность или шаровое скопление Омега Центавра. Другие, возможно, не находятся на слуху, но все же фигурируют в сотнях научных работ. В их числе, скажем, галактика Паук или галактика NGC 4753.

С запечатленной на новом снимке галактикой LEDA 857074, все иначе. Она упомянута менее чем в пяти работах, одна из которых — база данных галактик. О ней нет практически никаких данных, кроме ее положения, а также того, что это спиральная галактика с перемычкой. С момента своего открытия LEDA 857074 попросту никем не изучалась. Так, как же она привлекла внимание легендарного Hubble?

Ответ на этот вопрос дает сверхновая SN 2022ADQZ. Она была обнаружена автоматическим обзором в конце 2022 года, а в начале 2023 года Hubble был наведен на галактику-хозяина. Сверхновая представляет собой яркую точку, которую можно увидеть рядом с галактическим центром.

На сегодня астрономы составили каталог миллионов галактик, поэтому, хотя ежегодно обнаруживаются десятки тысяч сверхновых, вероятность того, что одна из них будет замечена в какой-либо конкретной галактике, невелика. Ученые также не знают, насколько активно LEDA 857074 формирует звезды, а значит, как часто в ней вспыхивают сверхновые. Поэтому теперь она удостоится куда более пристального внимания со стороны астрономов.

По материалам Esahubble.org