Hubble обнаружил быстрорастущую черную дыру в ранней Вселенной

Астрономы при помощи телескопа Hubble обнаружили быстрорастущую сверхмассивную черную дыру в ранней Вселенной. Она считается важным недостающим звеном между молодыми звездообразующими галактиками и первыми сверхмассивными черными дырами. До сих пор «космический монстр» по прозвищу GNz7q скрывался незамеченным в одной из наиболее изученных областей ночного неба. Эта область называется полем Great Observatories Origins Deep Survey-North (GOODS-North).

GNz7q
Художественное представление о сверхмассивной черной дыре GNz7q, которая находится внутри покрытого пылью ядра галактики с активным звездообразованием. Иллюстрация: NASA

Архивные данные Hubble, полученные с помощью Advanced Camera for Surveys, помогли команде определить, что GNz7q существовала уже через 750 млн лет после Большого взрыва. Таким образом, она является одной из старейших черных дыр во Вселенной с красным смещением 7,6. При этом GNz7q быстрорастущая. Теории и компьютерное моделирование предсказывали быстрорастущие черные дыры в пыльных галактиках с ранним звездообразованием, но до сих пор их не наблюдали.

GNz7q
Черная дыра GNz7q представляет собой красную точку в центре снимка, сделанного телескопом Hubble в Great Observatories Origins Deep Survey-North (GOODS-North)

«GNz7q — это первый пример быстрорастущей черной дыры в пылевом ядре галактики в эпоху звездообразования. Она также является самой ранней сверхмассивной черной дырой, известной во Вселенной», — пояснил Сейджи Фудзимото, астроном из Института астрономии, физики и геофизики Нильса Бора в Копенгагене.

Загадка современной астрономии

Одна из выдающихся загадок современной астрономии звучит так: как сверхмассивные черные дыры, масса которых в миллионы или миллиарды раз превышает массу Солнца, стали такими огромными и так быстро?

Современные теории предсказывают, что сверхмассивные черные дыры начинают свою жизнь в окутанных пылью ядрах галактик с активным звездообразованием. Затем они начинают поглощать окружающий их газ и пыль, что превращает их в чрезвычайно яркие квазары. Хотя эти пылевые галактики со вспышками звездообразования и светящиеся квазары крайне редки, они были обнаружены в ранней Вселенной.

GNz7q может быть недостающим звеном между этими двумя классами объектов. Эта черная дыра обладает обоими аспектами пыльной галактики с активным звездообразованием и квазара. Также в GNz7q отсутствуют различные особенности, которые обычно наблюдаются у типичных, очень ярких квазаров, соответствующих излучению аккреционного диска сверхмассивной черной дыры. Скорее всего, это объясняется тем, что центральная черная дыра в GN7q является молодой. Эти свойства идеально совпадают с молодым квазаром переходной фазы, который предсказывало моделирование.

Напомним, что ранее ученые обнаружили, что двойные звезды иногда маскируются под черные дыры.