Горелый космический мусор загрязняет атмосферу Земли

В стратосфере Земли присутствует большое количество частиц, которые образуются после сгорания космического мусора. Ученые опасаются, что увеличение количества запусков может разрушить озоновый слой нашей планеты.

Космический мусор
Космический мусор. Источник: NASA

Озоновый слой Земли

Ученые NASA недавно получили подтверждение своих давних опасений относительно того, что увеличение количества пусков ракет может привести к разрушению озонового слоя Земли. Тревожные результаты были получены после полетов высотных самолетов WB-57 и ER-2.

Озон — это молекула, которая состоит из трех атомов кислорода. В естественных условиях она образуется на большой высоте под действием высокоэнергетического излучения. Обычно этого газа достаточно для того, чтобы он образовал тонкую оболочку, которая при этом задерживает большую часть жесткого ультрафиолетового излучения, вредного для жизни.

Однако человеческая деятельность в течение последних десятилетий неоднократно ставила этот природный щит под угрозу. Во второй половине XX века вещества, использовавшиеся тогда в холодильниках и различных спреях, сильно разрушили его. Но после того, как эти соединения перестали использовать, озоновый слой постепенно восстановился.

Космический мусор, который не сгорел полностью

Самолеты NASA неоднократно поднимались в стратосферу на высоту до 19 км. Это слой газовой оболочки нашей планеты, который находится выше, чем тропосфера, где происходит большинство обычных полетов. И чувствительные сенсоры на борту этих аппаратов нашли кое-что действительно необычное.

В стратосфере Земли стало слишком много лития, алюминия, меди и свинца. Этих веществ там значительно больше, чем могло образоваться в результате выпадения космической пыли и микрометеоритов. Да и химическая композиция не очень соответствует природным источникам.

Зато этот химический состав очень похож на произведения человеческого разума, особенно на спутники. Их специально проектируют так, чтобы они сгорали в верхних слоях атмосферы и их обломки не достигали Земли. И считается, что это хорошо.

Однако оказалось, что они сгорают не полностью, и мелкие частицы металлов оказываются именно там, где находится озоновый слой, который они могут нарушить. Особенно опасным в этом плане является оксид алюминия, который активно вступает с ним в химическую реакцию. Кроме того, его частицы могут менять альбедо Земли, а с ним — и климат.

Хуже всего то, что кусочки металлов настолько мелкие, что никогда не упадут на Землю. Если количество запусков спутников будет расти, то озоновый слой будет окончательно разрушен, а на его месте образуются сплошные облака из остатков космического мусора.