Годовщина открытия квазаров

Сегодня, 28 сентября, исполняется 62 года со дня открытия квазаров. За это время ученые прошли долгий путь осознания того, чем являются эти объекты, и они больше не покрыты туманом таинственности. Но изучение их основных свойств продолжается до сих пор.

Квазар ULAS J1120+0641 в представлении художника. Источник: Википедия

Как открыли квазары

28 сентября 1960 года считается днем ​​открытия квазаров. Эта дата достаточно условна, и подробнее о том, как обнаружили эти странные объекты, можно прочитать вот в этой статье. Первые точечные источники радиоизлучения, которые невозможно сравнить ни с одним видимым объектом, были обнаружены еще в 1950 году.

В 1960 году их наконец-то отождествили с чрезвычайно слабыми звездами, и именно это событие считается днем ​​их открытия. Но загадки только начинались, потому что спектр этих объектов не соответствовал ни одному химическому элементу. Через пару лет оказалось, что это из-за красного смещения, возникающего в результате быстрого удаления объектов от нас.

Но от этого стало еще хуже, ведь получалось, что эти объекты находятся на расстоянии, на котором в те времена не было видно даже галактик. И главной загадкой квазаров было то, откуда берется столько энергии. Окончательно ее решили только в конце 1990-х, когда доказали, что в центре практически каждой галактики находятся сверхмассивные черные дыры. Именно падением вещества на них и объясняется невероятное количество энергии, излучаемой квазарами, которые являются разновидностью активных ядер галактик. Похоже, что в первые миллиарды лет после образования Вселенной значительная часть галактических ядер представляла собой квазары.

Современные исследования квазаров

Ученые продолжают исследовать квазары. В частности, они изучают невероятное разнообразие этих объектов и природу их питания. Только в этом году вышло несколько статей, посвященных тому, как эти объекты образуются.

Квазары не возникли сразу после начала истории Вселенной. Первоначально образовались галактики, которые постепенно начали объединяться, и впоследствии в их роях возникли первые квазары. Также оказалось, что излучение этих объектов может помешать звездообразованию.

Квазары помогают изучать далекий космос вокруг них. Они играют роль фонариков, которые подсвечивают тучи нейтрального водорода, существовавшие в начале Вселенной, и таким образом позволяют понять ее эволюцию.

Опасность для астронавтов: лекарства испортятся при путешествии на Марс