Гигантская звезда извергается, будто вулкан, и исчезает из поля зрения

Одна из звезд-сверхгигантов по неизвестным причинам теряет свою яркость. Ученые проводят исследования и считают, что причина в извержении массы частиц, которые затмевают свет.

Гигантская звезда
Гигантская звезда. Источник: theplanets.org

Звезда RW Цефея

Астрономы из массива радиоантенн CHARA Array Университета штата Джорджия получили первые крупные изображения массивной звезды, известной как RW Цефея, которая недавно пережила странное событие угасания. Изображения дают новые подсказки о том, что происходит вокруг массивного светила, расположенного примерно в 16 000 световых годах от Земли.

Детальные изображения и наблюдения, а также интеллектуальные алгоритмы, созданные командой ученых, указывают на грандиозное извержение газового облака из RW Цефея, которое заблокировало большую часть звездного света.

В прошлом году ученые были удивлены угасанием огромной звезды, которая является примером «холодного гипергиганта» — звезды, которая выросла до огромных размеров, когда приблизилась к концу своей жизни. RW Цефея настолько велика, что если бы ее разместить на месте Солнца, внешние слои ее достигали бы орбиты Юпитера.

Старые звезды демонстрируют вариации светимости, которые связаны с изменениями в их внешних слоях. Обычно эти изменения небольшие, поэтому ученые были поражены, когда астрономы Вольфганг Фольманн и Костантино Сигисмонди объявили, что RW Цефея резко потускнела за предыдущие несколько лет. К декабрю 2022 года яркость исследуемой звезды уменьшилась примерно до трети от ее нормальной яркости, что является беспрецедентным падением. Ученые хотели выяснить, что вызвало такое сильное затмение.

Дополнительные наблюдения

Массив CHARA состоит из шести телескопов, расположенных в исторической обсерватории Маунт-Вилсон в Калифорнии. Они размещены на вершине горы, чтобы действовать вместе, как один огромный инструмент. Сочетание их оптических возможностей позволяет видеть детали очень крошечных объектов в небе, примерно в 30 раз меньших, чем самые большие из обычных «тарелок».

Наблюдения CHARA показали, что звезда не имеет правильной формы. Чтобы сделать изображения с полной детализацией, понадобились специализированные компьютерные программы, созданные доцентом астрономии Университета штата Джорджия Фабьеном Бароном.

На окончательных снимках видно светило, на котором происходят движения внешних слоев, создающие меньшие и более яркие пятна на ее поверхности. Кроме того, облик звезды значительно изменился за 10-месячный период наблюдений, совпавший с переходом от ее самого слабого состояния к медленному восстановлению до прежней яркости.

Грандиозные вспышки

Окончательно картина явления была раскрыта благодаря дополнительным наблюдениям RW Цефея, которые сделала аспирантка Университета штата Джорджия Кэтрин Шепард в обсерватории Апач-Пойнт в Нью-Мексико. Шепард использовала специальную камеру для записи света, идущего от звезды, от видимого до инфракрасного диапазона, и эти измерения показали, что затухание было намного больше в видимых цветах по сравнению с инфракрасными. Это свидетельствует о том, что звездный свет был затуманен микроскопическими облаками пыли, которые блокируют видимость звезды.

В совокупности эти наблюдения указывают на то, что звезда RW Цефея пережила огромное извержение, которое выпустило гигантский сгусток газа. Когда облако удалялось, оно охлаждалось и создавало рои пылевых частиц, которые эффективно блокировали большую долю звездного света. Теперь, когда облако удаляется, мы снова начинаем видеть светило и его неспокойное окружение.