Германия, Франция и Япония разрабатывают ровер для посадки на Фобос

Космические агентства трех государств подписали соглашение о работе над миссией Martian Moons eXploration (MMX). Она предусматривает исследование спутников Марса Фобоса и Деймоса и даже посадку ровера на больший из них.

Ровер, который планируют высадить на Фобос
Ровер, который планируют высадить на Фобос. Источник: DLR

Исследование Фобоса и Деймоса

Вокруг Марса и непосредственно на нем сейчас находится немалое количество космических аппаратов, которые изучают его со всех сторон. Единственным практически неисследованным местом остаются два спутника планеты: Фобос и Деймос. Их происхождение остается загадкой для астрономов.

Однако вскоре все это может измениться. На прошлой неделе во время Парижского авиасалона, который проходил в Ле Бурже, представители космических агентств трех ведущих стран подписали соглашение о начале подготовки миссии Martian Moons eXploration (MMX). Немецкая DLR, французский CNES и японская JAXA договорились подготовить миссию, которая будет исследовать спутники Марса.

MMX будет состоять из трех основных модулей: движущего, исследовательского и капсулы для возвращения образцов на Землю. Ожидается, что миссия стартует уже в 2024 году, а в конце десятилетия достигнет своей цели.

Подробности миссии

Движущий модуль MMX будет выполнять исключительно функцию доставки остальных аппаратов к Марсу и возвращения на Землю. Исследовательский модуль и капсула для возвращения образцов будут присоединены к нему. Ожидается, что после того, как миссия достигнет Красной планеты, она некоторое время будет исследовать Фобос и Деймос дистанционно.

После этого аппарат приблизится к Фобосу на расстояние от 40 до 100 м и от него отделится исследовательский модуль и капсула для возвращения образцов, которые совершат мягкую посадку на поверхность. На первом из этих аппаратов, кроме собственных измерительных приборов, будет расположен небольшой ровер для исследования этого небесного тела.

Его официальное название IDEFIX, хотя во время полета будет называться «Фобос». Он уже построен и был представлен на авиакосмическом салоне. Разработчиками выступают DLR и CNES. Однако в ближайшие несколько месяцев ему еще предстоит пройти ряд испытаний для того, чтобы ученые убедились, что он работает как следует.

Как образовался Фобос

Непосредственно во время миссии MMX главной звездой будет сам ровер. Он будет ездить по поверхности, и Фобос станет лишь третьим небесным телом после Луны и Марса, на которых происходит нечто подобное. Однако значительно больше внимания ученые уделяют капсуле для возвращения образцов на Землю.

Когда она доберется до лаборатории, пока неизвестно, но все ждут этого. Главный вопрос, ответ на который все хотят узнать: образовались ли спутники Марса вместе с ним, или это — астероиды, которые он захватил позже.

В первом случае исследователи сразу увидят, насколько пробы с Фобоса похожи по своему составу на поверхность Марса. Во втором они больше будут напоминать то, что «Хаябуса-2» привез с Рюгу.