Гексагон Сатурна выше, чем считалось

Новости астрономии, астрофизики и космологии

На северном полюсе Сатурна находится одно из самых загадочных образований в Солнечной системы. Речь о гексагоне. Так называют облачный вихрь шестиугольной формы, поперечник которого составляет 25 тыс. км, что двое превышает диаметр Земли. Наблюдения аппарата Cassini показали, что гексагон является устойчивым атмосферным образованием. При этом, он может изменять свой цвет, что скорее всего связано со сменой пор год.

Сатурн во время летнего солнцестояния в северном полушарии. На полюсе планеты отчетливо просматривается гексагон. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Новое исследование, результаты которого были опубликованы в недавнем выпуске издания Nature Communications, говорят о том, что влияние гексагона не ограничивается лишь видимой облачной структурой. Команда британских ученых изучили данные инфракрасных наблюдений северного полюса Сатурна, выполненных Cassini в последние годы его миссии. В это время на планете произошла очередная смена сезонов. В северное полушарие планеты пришло лето. Его полюс стал получать максимум солнечного света, что привело к образованию высотного вихря в стратосфере.

Изображения гексагона, сделанные Cassini в 2012 и 2017 гг. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute/Hampton University

Анализ собранных Cassini данных показал, что этот стратосферный вихрь также имеет шестиугольную форму. Он возвышается над облачным покровом планеты на несколько сотен км. По мнению ученых, крайне маловероятно, что это просто совпадение. По всей видимости, он является своеобразной «надстройкой» гексагона, образующейся с приходом лета.

Карты яркости стратосферного вихря на северном полюсе Сатурна. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Leicester/GSFC/L.N. Fletcher et al. 2018

Стоит отметить, что ранее Cassini удалось зафиксировать летний стратосферный вихрь и на южном полюсе Сатурна. Но он совершенно не похож на своего северного «собрата». Южный вихрь теплее, и демонстрирует совершенно иную форму и динамику поведения. Это говорит о том, что атмосферные процессы на полюсах Сатурна заметно отличаются друг от друга. В свою очередь это намекает на наличие некой фундаментальной асимметрии между полушариями планеты, природу которой ученым еще предстоит понять.

По материалам http://sci.esa.int