Gaia помог уточнить путь аппаратов Voyager и Pioneer

Космические технологии

В 1970-х годах NASA запустила четыре аппарата для исследования планет-гигантов: Pioneer 10, Pioneer 11, Voyager 1 и Voyager 2. Во время путешествия по Солнечной системе они развили скорость, превышающую третью космическую. Это означает, что все четыре автоматических разведчика навсегда покинут окрестности Солнца и отправятся в бесконечные странствия по Млечному Пути.

Траектория движения аппаратов Voyager и Pioneer. Источник: NASA/JPL

Во многих источниках можно найти упоминания различных звезд, с которыми земные посланцы сблизятся в далеком будущем. Но дело в том, что расчеты подобных сближений были сделаны достаточно давно. С тех пор знания астрономов о солнечном окружении значительно расширились. Особенно значительный вклад в это внесла космическая обсерватория Gaia, определившая положение, скорость и направление движения миллионов объектов Млечного Пути.

Сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA Дэвид Фарноччиа (Davide Farnocchia) и сотрудник Институт астрономии общества Макса Планка Корин Бейлер-Джонс (Coryn A. L. Bailer-Jones) воспользовались данными Gaia, чтобы уточнить предстоящие сближения аппаратов Voyager и Pioneer с другими звездами. Результаты их расчетов были опубликованы в журнале Research Notes of the American Astronomical Society.

Pioneer 10 у Юпитера в представлении художника. Источник: NASA

Исследователи пришли к следующим выводам. Через 16 — 20 тыс. лет Pioneer 11, Voyager 1 и Voyager 2 удалятся от Солнца на такую дистанцию, что ближайшей к ним звездой станет Проксима Центавра. Но это сложно назвать пролетом, поскольку дистанция минимального сближения между светилом и земными посланцами составит порядка 3 световых лет. Для сравнения, сейчас Проксима Центавра находится на расстоянии в 4,24 световых года от Солнца. Что касается Pioneer 10, то через 33 тыс. лет ближайшей к нему звездой станет красный карлик Росс 248. Однако и в этом случае речь идет о весьма условном сближении, поскольку аппарат будет находиться на расстоянии в 3,3 световых года от светила.

Если же говорить о более близких визитах, то через 90 тыс. лет Pioneer 10 приблизится на расстояние в 0,75 светового года к оранжевому карлику HIP 117795. Что интересно, эта звезда обладает очень большой радиальной скоростью и движется примерно по направлению к Солнечной системе. Через несколько сотен лет после сближения с Pioneer 10 звезда пройдет на расстоянии около 3 световых лет от Солнца.

Pioneer 11 предстоит визит в окрестности оранжевого карлика TYC 992-192-1. Это событие произойдет через 920 тыс. лет. Аппарат пройдет на расстоянии в 0,65 световых года от светила. Что касается легендарного Voyager 2, то через 42 тыс. лет он приблизится на дистанцию в 1,7 световых года к уже упомянутой звезде Росс 248. А Voyager 1 примерно через 300 тыс. лет пройдет на расстоянии в 0,93 световых года от красного карлика TYC 3135-52-1.

Безусловно, все упомянутые события сложно назвать близкими пролетами. Аппараты пройдут на расстоянии в триллионы километров от звезд и их возможных планет. Но, по крайней мере, земные посланцы должны будут пролететь через внешние слои аналогов облаков Оорта этих систем.

New Horizons в представлении художника. Источник: NASA

Стоит подчеркнуть, что в исследовании не учитывались звезды вроде Сириуса и Альфа Центавра, которые являются слишком яркими для детекторов Gaia. Предыдущие расчеты показывали, что примерно через 296 тыс. лет Voyager 2 должен будет приблизиться к Сириусу на дистанцию в 4,3 световых года. Кроме того, ученые не анализировали звезды, которые могут встретиться New Horizons — пятому космическому аппарату, развившему третью космическую скорость. Дело в том, что в будущем NASA еще может направить станцию к каким-то новым объектам пояса Койпера. А это значит, что ее траектория вылета из Солнечной системы пока что не определена.

По материалам  https://iopscience.iop.org