Gaia: некоторые части Галактики старше, чем кажутся

Данные космического телескопа Gaia свидетельствуют, что часть Млечного Пути, называемая «толстый диск», значительно старше, чем считалось до сих пор. Благодаря этому ученые пересмотрели свои представления об эволюции Галактики.

Млечный Путь, который исследует Gaia
Млечный Путь, который исследует Gaia. Источник: Рhys.org

Gaia свидетельствует о возрасте толстого диска

Ученые, работающие с космическим телескопом Gaia, недавно сообщили результаты исследований, проведенных с его помощью. Они анализировали характеристики звезд-субгигантов в разных регионах Галактики. Результаты этих исследований свидетельствуют, что регион, называемый «толстый диск», значительно старше, чем считалось ранее.

В структуре Млечного Пути ученые выделяют несколько основных регионов. Первый из них называется «гало». Это сфера, в которой звезды встречаются достаточно редко, она окружает все остальные составляющие и считается древнейшей. Внутри нее находится диск, отличающийся на тонкий и толстый.

Тонкий диск считается самой молодой из структур Галактики. Толстый — чуть старше его, но все равно ученые были уверены, что образовался он через несколько миллионов лет после Большого взрыва. Новые исследования указывают, что время его появления — всего 800 млн лет после рождения Вселенной.

Новая картина эволюции Галактики

Исследование Gaia позволило по-новому взглянуть на эволюцию Галактики. Она проходила в два этапа. Сначала, примерно через 800 млн лет после Большого взрыва, образовался толстый диск и внутренние части гало.

А примерно через 2 млрд лет после начала Вселенной с нашей звездной системой столкнулась карликовая галактика под названием Гайя-Соседж-Энцелад. Она обогатила гало звездами, а толстый диск — газом. Некоторое время в последнем активно продолжались процессы звездообразования, пока примерно через 6 млрд лет после Большого взрыва запасы газа не иссякли.

Примерно в то же время образовался и тонкий диск, в котором находится наше Солнце. С тех пор основные процессы звездообразования происходят в нем. Хотя и в более старых структурах они не прекратились.

Как проходят исследования

Следует немного рассказать о том, как были получены эти результаты, изложенные в статье в Nature. Непосредственно определить возраст звезд невозможно. Астрономы могут только сравнивать их массу, светимость и химический состав с моделями звездной эволюции. Именно таким образом и было установлено, что субгиганты в толстом диске очень толстые.

Также помогают данные Gaia относительно других галактик. Их тысячи наблюдаются этим телескопом, и по красному смещению ученые могут найти те из них, которые напоминают Млечный Путь несколько миллионов лет назад. Таким образом, можно заглянуть в наше собственное прошлое.