Фото дня: взгляд в прошлое

На этой фотографии, сделанной телескопом Hubble, запечатлено галактическое скопление SDSS J0928+2031. Изображение наглядно демонстрирует эффект гравитационного линзирования. В центре скопления можно увидеть две доминирующие массивные эллиптические галактики. Их мощная гравитация искривляет световые лучи, испущенные более далекими галактиками, и концентрирует их на земных наблюдателях.

Галактическое скопление SDSS J0928+2031. Источник: ESA/Hubble & NASA, M. Gladders et al. Acknowledgement: Judy Schmidt; CC BY 4.0

Гравитационное линзирование часто порождает различные причудливые космические миражи. SDSS J0928+2031 не является исключением. Под действием мощной гравитации скопления изображения фоновых галактик буквально вытягиваются в дуги, что как раз и демонстрирует снимок Hubble. Порой из-за подобных искажений возникают кольцеобразные светящиеся структуры (т. н. «кольца Эйнштейна»), а иногда изображения объектов и вовсе «дублируются». В тех случаях, когда итоговых «отражений» получается четыре, астрономы называют это явление «крест Эйнштейна».

Ученые давно взяли на вооружение гравитационное линзирование. Благодаря ему они могут наблюдать чрезвычайно удаленные и тусклые объекты, которые в противном случае оставались бы невидимыми. Используя эффект линзирования, Hubble недавно сумел получить изображения рекордно далекой звезды и ярчайшего квазара, существовавшего в ранней Вселенной.

По материалам: https://www.esa.int

Старт SpaceX Crew-9 в очередной раз перенесли на более позднюю дату
Может ли межзвездная квантовая связь задействовать Землю или решить парадокс Ферми?
10 миллиардов градусов: новый японский телескоп раскрыл тайны погибшей звезды