Фото дня: туманность «Розетка»

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

Туманности по праву считаются одними из самых красивых небесных объектов. Особенно эффектно на фотографиях выходят эмиссионные туманности, состоящие из облаков газа, подсвечиваемых находящимися внутри них звездами. Представленный снимок прекрасно это иллюстрирует.

Туманность Розетка. Источник: ESO

На фото запечатлен участок туманности «Розетка». Она расположена в созвездии Единорога на расстоянии порядка 5200 световых лет и представляет собой гигантский комплекс звездообразования диаметром около 130 световых лет. Внутри нее газ и пыль собираются вместе и сжимаются под действием собственной гравитации, чтобы породить новое поколение светил. Сначала эти новорожденные звезды погружены в пылевые облака, из которых они появились, поэтому их нельзя наблюдать в видимой части спектра. Но спустя некоторое время их мощное излучение «сдувает» плотные скопления пыли и ионизирует окружающий газ, заставляя его ярко светиться. Все это можно разглядеть на снимке. Под воздействием излучения смесь светящегося газа и темной пыли формирует сложные узоры, которые напоминают клубящиеся вокруг огня облака дыма.

Снимок туманности «Розетка» был получен приемником FORS 2, смонтированным на Очень Большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Это чрезвычайно многофункциональный инструмент, который не только получает прямые изображения объектов очень высокого качества, но и работает в режиме спектрографа, «раскладывая» принимаемое излучение в спектр, что дает астрономам информацию о химическом составе изучаемых объектов.

Представленное изображение было получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» — образовательно-просветительской инициативы, целью которой является фотографирование интересных, загадочных и просто красивых объектов южного неба. Оно производится в тех достаточно редких случаях, когда телескопы обсерватории не могут вести научные наблюдения. Впрочем, все данные, собранные в рамках этой программы, могут использоваться в научных целях и доступны астрономам через архив ESO.

По материалам  https://www.eso.org