Фото дня: протопланетный диск вокруг молодой звезды AS 209

Представленное изображение получено комплексом радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) в рамках проекта DSHARP (Disk Substructures at High Angular Resolution Project). На нем запечатлен протопланетный диск вокруг звезды AS 209, расположенной в созвездии Змееносца на расстоянии 410 световых лет от Солнца.

Протопланетный диск вокруг AS 209. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), S. Andrews et al.; NRAO/AUI/NSF, S. Dagnello

Эта звезда очень молода — ее возраст не превышает миллиона лет. Благодаря удачному расположению (мы видим систему почти «плашмя») и относительной близости к Земле она является объектом повышенного внимания со стороны астрономов. ALMA и раньше фотографировал протопланетный диск AS 209, однако новые снимки имеют более высокую детализацию и позволяют увидеть ранее неизвестные детали.

Изображения ALMA демонстрируют множество концентрических колец внутри протопланетного диска AS 209. По мнению астрономов, промежутки между ними могут указывать на то, что в них пролегают орбиты недавно сформировавшихся массивных планет. Их гравитация выталкивает вещество диска на внешние края промежутков. Поэтому кольца становятся еще более четко очерченными.

В соответствии с общепринятой моделью, пыль в протопланетных дисках слипается в зерна, те — в «булыжники», а они, наконец — в планетезимали. Эта теория, однако, имеет одно слабое место. Как только планетезималь достигнет определенной массы, динамика диска должна привести к тому, что она устремится к материнской звезде и упадет на нее еще до того, как успеет сформироваться полноценная планета.

Результаты программы DSHARP способны помочь решить данную проблему. Последние данные ALMA говорят о том, что подструктуры диска, вероятнее всего, возмущают эту динамику и обеспечивают создание «тихих гаваней», в которых молодые планетезимали могут в относительно спокойной обстановке набирать массу. Это также означает, что процесс формирования планет в протопланетных дисках может протекать быстрее, чем считалось ранее.

По материалам  https://www.eso.org