Фото дня: нацеливаясь на туманность Киля

На этом впечатляющем изображении можно увидеть четыре ярких лазерных луча, направленных в ночное небо над горой Серро-Параналь. Они наводят на мысль о каком-то сокрушительном оружии. К счастью, это совсем не так.

Лазеры системы адаптивной оптики VLT и туманность Киля. Источник: ESO/G. Hüdepohl

На самом деле лазеры является частью системы адаптивной оптики Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Они подсвечивают слой атомарного натрия в верхних слоях атмосферы, заставляя его светиться. Это приводит к появлению т.н. искусственной звезды. Сравнивая эталонные и реальные параметры такой звезды, компьютер может рассчитать характеристики атмосферной турбулентности и компенсировать их путем изменения формы вторичного зеркала телескопа.

Лазерные лучи «бьют» в характерное ярко-розовое облако. Это Туманность Киля — одна из крупнейших на южном ночном небе. Она расположена на расстоянии около 8500 световых лет от Солнца и представляет собой гигантское скопление газа и пыли. Туманность светится за счет того, что расположенные внутри нее звезды, ионизируют окружающий их газ. В процессе рекомбинации (обратного объединения электронов с ионами в нейтральные атомы) химические элементы испускают электромагнитное излучение в характерных спектральных линиях.

В этом регионе «обитает» несколько очень известных звезд. Среди них, в частности, WR 25 — самое яркое светило нашей Галактики, светимостью которого в 6,3 млн раз превышает солнечную. Также именно здесь находится η (эта) Киля. В XIX веке она пережила «великую вспышку», в ходе которой значительно увеличила свой блеск и на несколько лет стала второй по яркости звездой ночного неба после Сириуса, а затем так же стремительно потускнела. В наши дни η Киля едва видна невооруженным глазом.