Европейская южная обсерватория получила наиболее детальное изображение туманности Тарантул

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Воспользовавшись великолепными возможностями Обзорного телескопа VLT (VST) Европейской южной обсерватории ESO, астрономы сумели получить наиболее детальное изображение туманности Тарантул. Попутно VST сфотографировал множество других интересных объектов, расположенных в ее окрестностях.

Туманность Тарантул это самая яркая и красивая деталь Большого Магелланова Облака — галактики-спутника Млечного Пути. Она представляет собой регион активного звездообразования протяженностью более 1000 световых лет.

Туманность Тарантул глазами телескопа VST. Источник: ESO

Изображение VST демонстрирует множество звезд, светящихся газовых облаков и остатков сверхновых. Так, в самом центре туманности Тарантул находится рассеянное скопление NGC 2070. Его сердцем является компактное молодое звездное скопление R136, масса которого составляет порядка 450 тыс. солнечных. Это дом для множества массивных и ярких светил.

Звездное скопление R136 глазами телескопа Hubble. Источник: NASA, ESA, and F. Paresce (INAF-IASF, Bologna, Italy), R. O’Connell (University of Virginia, Charlottesville), and the Wide Field Camera 3 Science Oversight Committee

Главной звездой скопления является голубой гипергигант R136a1. Масса светила оценивается в 315 солнечных, оно излучает в 8,7 млн раз больше света, чем наше Солнце.  На сегодняшний день R136a1 занимает верхнюю строчку в списке крупнейших звезд, известных науке.

Другое, значительно более старое звездное скопление Туманности Тарантул — Hodge 301. В прошлом, по крайней мере 40 его звезд превратилось в сверхновые, выбросив свое вещество в окружающее пространство. В качестве примера подобного остатка можно привести SNR N157B  —  «сверхпузырь», заключающий в себе рассеянное звездное скопление NGC 2060.

Помимо самой туманности Тарантул, на снимке VST запечатлено множество других интересных объектов. Так, на ее окраине в правом нижнем углу кадра, можно идентифицировать место вспышки знаменитой сверхновой SN 1987A. Слева от Туманности Тарантул заметно яркое рассеянное скопление NGC 2100, представляющее собой сияющую россыпь голубых звезд в окружении красных.

В центре снимка запечатлено звездное скопление и эмиссионная туманность NGC 2074. Внимательно приглядевшись к нему, можно заметить темное пылевое образование в форме головы лошади. Это гигантский пылевой столб длиной примерно в 20 световых лет, что почти в пять раз больше расстояния от Солнца до ближайшей к нему звездной системы Альфа Центавра. Он обречен на исчезновение в течение ближайшего миллиона лет. По мере того как в скоплении будут образовываться новые звезды, их излучение и мощный звездный ветер постепенно рассеют пылевые столбы в окружающем пространстве.

Изображение было получено благодаря специально спроектированной для телескопа VST, 256-мегапиксельной камере OmegaCAM. Фото составлено из снимков, сделанных через четыре цветных светофильтра, один из которых выделяет красное свечение ионизованного водорода.

По материалам  https://www.eso.org