Есть ли на Венере активные вулканы?

Планетологи размышляют над тем, как можно узнать, есть ли на Венере активные вулканы. Прямых доказательств их существования мы не видим, но состав атмосферы планеты на это намекает, и существует несколько перспективных способов точно оценить их количество.

Вулканы на Венере
Вулканы на Венере. Источник: www.smithsonianmag.com

Атмосфера Венеры

Наша соседка Венера имеет плотный облачный покров. Благодаря ему разглядеть всю ее поверхность в видимом или инфракрасном свете не удается. Среди прочего, из-за этого мы до сих пор не имеем четкого ответа о том, есть ли на соседней планете активные вулканы.

То, что венерианская атмосфера, преимущественно состоящая из углекислого газа, во многом сформирована вулканами, известно давно. Да и самих их на поверхности планеты насчитывается немало — около 85 тысяч. Однако до сих пор неясно, имеется ли среди них хотя бы один, который до сих пор извергается.

Именно над этим вопросом и размышляют авторы нового исследования, опубликованного в Space Science Reviews. Они отмечают, что признаки вулканизма стоит искать в самой атмосфере планеты.

Какие следы могут оставлять вулканы в атмосфере Венеры

По мнению авторов статьи, существует два подхода к определению следов вулканической активности в атмосфере Венеры. Первый из них заключается в том, чтобы измерять колебания содержания в ней диоксида серы. Этот компонент присутствует в газовой оболочке соседней планеты всегда. Однако после «свежих» извержений его концентрация может увеличиваться. Правда, ученые подозревают, что к такому же результату могут приводить некоторые типы взаимодействия с поверхностью.

Второй подход заключается в том, чтобы искать в атмосфере планеты кратковременные флуктуации — появление веществ, которых там обычно нет, но источником которых могут быть активные вулканы. К таковым относятся, например, водяной пар и пепел. До сих пор это не удавалось сделать, но вскоре новые зонды должны предоставить ученым такую возможность.

Один из них, получивший название DAVINCI, предназначен как раз для таких измерений. Он будет иметь несколько спектрометров, инерционных измерительных блоков и высокотехнологичных камер для сбора данных о нижних слоях венерианской атмосферы. Сами спектрометры должны иметь возможность непосредственно и четко выявлять следы вулканических газов. Ионные концентрации, соотношение дейтерий/водород также могут указывать на текущее вулканическое извержение.

Но как быть с газами в более высокой атмосфере? Еще одна миссия EnVision будет специализироваться именно на этом. Она будет использовать различные типы спектроскопии ближнего инфракрасного и ультрафиолетового диапазона. Это поможет разгадать некоторые тайны верхних облаков Венеры — например, где находится неизвестный резервуар диоксида серы.