ESA урежет бюджет миссии Athena

Европейское космическое агентство (ESA) собирается пересмотреть проект рентгеновской обсерватории Athena. Это связано с тем, что он существенно вышел за рамки первоначального бюджета.

Рентгеновская обсерватория Athena (концепт). Источник: ESA

В 2014 году ESA одобрила проекты двух флагманских астрофизических миссий — гравитационно-волновой обсерватории LISA (Laser Interferometer Space) и рентгеновской обсерватории Athena (Advanced Telescope for High-Energy Astrophysics). Их планируется запустить в 2030-х годах. LISA займется поиском источников гравитационных волн, в то время как основной целью Athena станут сверхмассивные черные дыры, вспышки сверхновых и другие источники рентгеновского излучения.

Изначально бюджет каждой миссии оценивался в 1,05 млрд евро. Но, как это часто бывает с такими амбициозными проектами, со временем он стал увеличиваться. К 2019 году совокупная смета двух миссий выросла до 2,5 млрд евро. Но это был далеко не предел. По состоянию на май 2022 года стоимость строительство LISA оценивалась в 1,5 млрд евро, в то время как Athena подорожала до 1,9 мллрд евро.

Это привело к тому, что некоторые из стран-участниц ESA заявили о невозможности выполнить свои обязательства по проектам, что угрожает еще больше увеличить их стоимость. Недавно координатор ESA по вопросам астрономии и астрофизики Пол Макнамара сообщил о том, что данная ситуация неприемлема и агентству придется пойти на упрощение дизайна Athena, чтобы уложить ее в 1,3-миллиардный бюджет.

На данный момент неизвестно, какие именно изменения будут внесены в проект и научную начинку обсерватории. Стоит отметить, что один из инструментов Athena создается при участии NASA. В ESA не исключают возможность более тесной кооперации с заокеанскими партнерами с целью разделить расходы по проекту, что позволит не подвергать сокращению его научные возможности.

Ранее мы рассказывали о том, что ESA приступило к тестированию материалов для венерианского зонда.