Двойные звездные системы порождают планеты-сироты

Планетам-сиротам гораздо легче рождаться в двойных звездных системах, чем в тех, где есть только одна звезда. Как установили ученые, в этом случае даже наличие планеты размером с Нептун может повлечь за собой массовый выброс других небесных тел из системы.

Планеты-сироты очень распространены во Вселенной
Планеты-сироты очень распространены во Вселенной. Источник: phys.org

Как рождаются планеты-сироты

На сайте препринтов научных статей arXiv появилась публикация, посвященная рождению планет-сирот, или же планет-изгнанников. Этими терминами обозначают небесные тела, имеющие размер планеты и при этом не вращающиеся вокруг ни одной звезды, а просто свободно плавающие в пространстве.

Загадка появления этих объектов давно беспокоит ученых, ведь от сценария образования зависит их количество, которое мы прямо оценить не можем. Некоторое время назад астрономы заключили, что планеты-сироты могут рождаться непосредственно из газопылевых облаков вместе со звездами и коричневыми карликами.

Однако основной остается версия, что они образуются в обычных планетных системах, а затем через гравитационное взаимодействие выбрасываются из них. Правда, для этого орбиты планет должны быть достаточно тесными, а планеты — довольно большими. Следовательно, многие из них таким образом образоваться не могут.

Двойные системы

В новом исследовании авторы обратили внимание на системы двойных звезд. Исследования показали, что они достаточно распространены во Вселенной. Бывают такие, где светила вращаются вокруг друг друга по почти круговым орбитам, и такие, что имеют более вытянутые траектории.

Расчеты показали, что в системе с двумя звездами выброс планет должен быть обычным делом даже в том случае, если их орбиты далеко разнесены в пространстве. Наложение гравитационных возмущений часто приводит к непредсказуемым последствиям.

При этом самая большая планета системы остается в относительной безопасности. А вот остальные могут стать изгнанниками. Это зависит от того, насколько по вытянутой орбите вращаются звезды. При почти круговой для образования планет-сирот достаточно наличия в системе мира размером с Нептун. В случае же эксцентричной это вообще может быть суперземля.

Следует отметить, что пока ученые находили планеты-сироты преимущественно размером с Юпитер или больше. Однако это может быть только артефактом наших несовершенных методов наблюдения. Если новое предположение окажется верным, то космос должен быть буквально переполнен мирами-сиротами размером с Землю.