Двойной звездный роддом: James Webb сфотографировал «молодящуюся» галактику

Работающие с телескопом James Webb (JWST) астрономы, опубликовали новый эффектный снимок. На нем запечатлена карликовая галактика I Zwicky 18.

Галактика I Zwicky 18 (фото James Webb). Источник: ESA/Webb, NASA, CSA, A. Hirschauer, M. Meixner et al.

I Zwicky 18 расположена на расстоянии 59 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Большой Медведицы. На изображении JWST доминируют две яркие области, усыпанные множеством точек. Это регионы активного звездообразования. Прямо на наших глазах I Zwicky 18 формирует очень большое количество новых светил.

На фото JWST также можно увидеть коричневые нити, окружающие центральную область звездообразования. Это пузырьки газа, нагретые интенсивным ультрафиолетовым излучением, испускаемым горячими молодыми звездами. Что касается окружающих I Zwicky 18 оранжевых пятен, то это расположенные, на куда большем расстоянии, фоновые галактики.

По словам исследователей, I Zwicky 18 напоминает древние галактики, сформировавшиеся после Большого взрыва. Они тоже не имели упорядоченной структуры и крайне активно формировали новые звезды. Исходя из этого, а также того, что I Zwicky 18 содержит мало тяжелых элементов, еще недавно астрономы считали, что она очень молода. Ее возраст оценивали всего в 500 млн лет, что делало ее одной из самых молодых галактик во Вселенной.

Однако судя по всему, I Zwicky 18 куда старше, чем выглядит. Наблюдения телескопа Hubble показали, что в галактике имеются звезды, чей возраст составляет как минимум миллиард, а возможно даже и 10 миллиардов лет. Таким образом, I Zwicky 18 могла сформироваться тогда, когда и большинство других галактик. Что касается ее аномальной активности, то причиной этого, скорее всего, является взаимодействие I Zwicky 18 с соседней галактикой. Гравитационные пертурбации могли привести к уплотнению газопылевых облаков, что спровоцировало вспышку звездообразования.

По материалам https://esawebb.org