Древние кратеры указали на сдвиг магнитных полюсов Меркурия

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Меркурий является одним из немногочисленных каменистых тел Солнечной системы, обладающим глобальным магнитным полем. Его напряженность составляет примерно 1% от земного. Наличие магнитного поля указывает на то, что в ядре планеты все еще продолжается циркуляция вещества.

Меркурий. Источник: NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Carnegie Institution of Washington

Коллектив исследователей из Европы и Америки решил проверить, менялось ли меркурианское магнитное поле в прошлом. Для этого ученые обратились к архиву миссии MESSENGER. Во время пребывания на орбите вокруг планеты этот аппарат собрал данные о намагниченности древних пород, которые были расплавлены в ходе импактных событий, а затем снова застыли, «записав» существовавшее тогда направление магнитных силовых линий.

В общей сложности планетологи проанализировали информацию о пяти меркурианских кратерах, возраст которых составляет от 3,8 млрд до 4,1 млрд лет. Исследование показало, что в то время конфигурация магнитного поля планеты существенно отличалась от современной. Вопреки ожиданиям, магнитные полюса не локализовались в точках, близких к оси вращения Меркурия. Более того — оба полюса находились в южном меркурианском полушарии.

По словам астрономов, результаты исследований говорят о том, что эволюция магнитного поля Меркурия существенно отличалась от процессов, идущих на нашей планете. Как известно, в определенные эпохи магнитные полюса Земли меняются местами, однако их положение в целом совпадает с направлением оси ее вращения. Анализ данных MESSENGER указывает на то, что географические полюса Меркурия также «дрейфуют» с течением времени.

Ученые возлагают большие надежды на миссию BepiColombo. Инструменты, установленные на зондах MMO и MPO, смогут собрать значительно больше информации о магнитном поле первой планеты Солнечной системы, что позволит более обстоятельно исследовать ее прошлое.