ТОП-10 самых разрушительных вулканов в новейшей истории

За последние несколько недель вулканы на нашей планете заметно активизировались. Вновь начала извергаться Этна, у берегов Японии образовался новый остров, а вся Исландия с тревогой следит за поведением недавно проснувшегося вулкана Фаградальсфьядль.

Извержение вулкана в представлении художника. Источник: The Universe Space Tech

В связи с этим редакция The Universe Space Tech подготовила подборку из десяти самых смертоносных и разрушительных извержений, произошедших за минувшие двести лет. Она наглядно демонстрирует, сколь опасны могут быть подобные события, и почему к вулканической угрозе всегда стоит относиться с предельной серьезностью.

Извержение Тамбора (1815 год)

Извержение, расположенного на индонезийском острове Сумбава, вулкана Тамбора по праву считается одним из наиболее смертоносных стихийных бедствий в истории человечества. Его последствия затронули весь земной шар.

Извержение вулкана Тамбора в представлении художника. Источник: Rob Wood

Вулкан Тамбора взорвался 5 апреля 1815 года. В последний раз сопоставимое по масштабам извержение произошло на Земле в середине XIII века. Считается, что объем выброшенного Тамборой материала составил порядка 150 – 180 км³. Общее количество погибших в этой катастрофе, оценивается в 71 тысячу человек. При этом, число жертв непосредственно самого извержения, не превысило 12 тысяч человек. Остальные умерли позже от голода и болезней, ибо взрыв Тамборы фактически уничтожил сельское хозяйство во всем регионе.

Более того, в стратосферу были выброшены такие огромные массы пепла и оксида серы, что они породили так называемый «год без лета». В 1816 году в Европе и Северной Америке установились небывало низкие температуры. Они привели к глобальному неурожаю и огромному росту цен на зерно, вызвавшему голод и массовую миграцию населения, все еще страдавшего от последствий Наполеоновских войн.

Извержение Кракатау (1883 год)

Извержение вулкана Кракатау по праву является одним из наиболее известных во всей человеческой истории. Оно началось в мае 1883 года и завершилось серией мощных взрывов 26 и 27 августа того же года, которые привели к уничтожению большей части одноименного острова. Их сила оценивается в 100 – 200 мегатонн тротила, что более чем в 10 тысяч раз превышает силу взрыва, уничтожившего Хиросиму.

Литография 1889 года, изображающая извержение Кракатау. Источник: wikipedia.org

Жертвами катаклизма стали почти сорок тысяч человек. Кто-то погиб при самом извержении, а кто-то в результате вызванного им цунами. В общей сложности, были полностью уничтожены 165 городов и поселений, а еще 132 получили серьезные разрушения.

Извержение на острове Риттер (1888 год)

Всего через пять лет после Кракатау, в Тихоокеанском регионе вновь «полыхнуло». В этот раз источником беды стал вулкан на острове Риттер, расположенном к северо-востоку от Новой Гвинеи.

Остров Риттер. Источник: volcano.si.edu

По горькой иронии судьбы, само по себе извержение было довольно слабым. Однако его силы оказалось достаточно, чтобы 13 марта 1888 года вулкан в буквальном смысле обрушился. Порядка 5 кубических километров пород упали в океан, вызвав гигантское 15-метровое цунами. Оно опустошило близлежащие острова и побережье Новой Гвинеи убив, по меньшей мере, 3 тысячи человек.

Извержение Мон-Пеле (1902 год)

В начале 1902 года, находившийся на острове Мартиника, вулкан Мон-Пеле начал проявлять активность. Но большинство местных жителей не придало этому особого значения. В конце концов, вот уже как несколько веков вулкан не извергался и потому считался безопасным. Так что почти никто из жителей, располагавшегося рядом с вулканом города Сен-Пьер, не захотел эвакуироваться.

Извержение Мон-Пеле. Источник: afsa.org

Это оказалось роковой ошибкой. 8 мая 1902 года вулкан произвел пирокластический поток, который всего за несколько минут уничтожил город. Выжить удалось совсем немногим. В общей сложности, Мон-Пеле унес жизни 30 тысяч человек. Это извержение стало крупнейшим по числу жертв в XX веке.

Извержение Ламингтона (1951 год)

До середины XX века никто не знал, что гора под названием Ламингтон, располагавшаяся в восточной части острова Новая Гвинея, является вулканом. У ученых не было никаких исторических записей, свидетельствующих о том, что в прошлом она извергалась.

Извержение Ламингтона. Источник: Tony Taylor

Все изменилось в январе 1951 года. Вначале гору сотрясла серия небольших землетрясений и взрывов, затем она начала выбрасывать пепел. Основные события развернулись 21 января. В результате извержения был разрушен лавовый купол и образовался смертоносный пирокластический поток, который накрыл несколько близлежащих населенных пунктов, унеся жизни 2942 человек.

Извержение Сент-Хеленс (1980 год)

Гора Сент-Хеленс в штате Вашингтон начала постепенно «просыпаться» в марте 1980 года. У властей было довольно много времени, чтобы подготовиться к предстоящему извержению. И они предприняли соответствующие меры. Так, из ближайшей к горе зоне, было эвакуировано местное население.

Извержение Сент-Хеленс. Источник: www.mcchord.af.mil

Однако, когда 18 мая 1980 год Сент-Хеленс взорвалась, это все равно оказалось полной неожиданностью для вулканологов, не сумевших предсказать ни время начала ни, самое главное, силу извержения. Эта ошибка унесла жизни 57 человек. Часть из них была изучавшими вулкан учеными, часть фотографами. Также погибло несколько местных жителей, которые отказались эвакуироваться. Извержение нанесло большой ущерб природе и причинило убытки на сумму более чем в миллиард долларов.

Извержение Эль-Чичон (1982 год)

Произошедшее в 1982 году извержение вулкана Эль-Чичон, стало одним из крупнейших бедствий в истории Мексики. Оно стерло с лица Земли несколько окрестных деревень и унесло множество жизней.

Последствия извержения вулкана Эль-Чичон. Источник: R.I. Tilling

Столь большое количество жертв объясняется тем, что Эль-Чичон не извергался более 600 лет и потому считалось, что он не представляет опасности. Даже после того, как вулкан начал извергаться, часть изначально покинувших свои дома местных жителей, позже вернулась, что имело роковые последствия. 4 апреля 1982 года вулкан взорвался, убив 1900 человек.

Извержение Невадо-дель-Руиса (1985 год)

В 1985 году вулкан Невадо-дель-Руиса вновь напомнил всему миру, как много жизней может унести даже небольшое извержение, если не отреагировать вовремя и не принять меры по эвакуации населения.

Смытый грязевым потоком город Армеро. Источник: preventionweb.net

Первые признаки надвигающейся беды стали фиксироваться еще в конце 1984 года. Но колумбийские власти практически никак не отреагировали на предупреждения вулканологов. В итоге, 13 ноября 1985 года вулкан произвел пирокластический поток. Он растопил часть ледника на вершине горы, что привело к образованию грязевых потоков, устремившихся вниз по склонам. Затем они слились воедино и двинулись по речной долине, практически полностью уничтожив город Армеро, находившийся в 46 км от вулкана. Катастрофа унесла жизни порядка 25 тысяч человек.

Извержение Пинатубо (1991 год)

В апреле 1991 года, расположенный на острове Лусон, вулкан Пинатубо прервал свое 611-летнее «молчание». Вулкан начал демонстрировать все больше и больше признаков активности, что вынудило начать эвакуацию местного населения. Тем не менее, когда 12 июня вулкан начал извергаться, не обошлось без жертв.

Извержение Пинатубо. Источник: Richard P. Hoblitt, USGS — U.S. Geological Survey

В общей сложности, извержение Пинатубо унесло жизни 847 человек. Оно стало одним из самых сильных в XX веке. Вулканический пепел выпал даже во Вьетнаме, Камбодже и Малайзии, а средняя температура Земли на некоторое время понизилась на 0,5 °C. Извержение также привело к большим разрушениям и экономическим убыткам, а преодоление его последствий заняло не один год.

Извержение Хунга (2022 год)

Тихоокеанский вулкан Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай начал выбрасывать пепел в конце 2021 года. Первоначально, этому не придавали большого значения — в конце концов, он проявлял активность и раньше. Но в этот раз все было по-другому. 14 января 2022 года произошло извержение, которое сопровождалось образованием цунами.

Извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай глазами спутника GOES-West. Источник: NOAA

Больше всего от извержения пострадало, расположенное рядом с вулканом островное королевство Тонга, которое на некоторое время оказалось полностью отрезано от связи с внешним миром. Но цунами также обрушилось и на другие государства тихоокеанского региона, и даже добралось до США и Япония. По официальным данным, всего в ходе извержения погибло 7 человек, еще несколько пропали без вести. По оценкам вулканологов, извержение Хунга стало мощнейшим со времен Кракатау и самым крупным по количеству выброшенного в атмосферу материала со времен Пинатубо.