Гигиена на орбите

Обычное ежедневное утро. Мы просыпаемся, идем в туалет, умываемся, чистим зубы, завтракаем, одеваемся и отправляемся на работу. А теперь представьте себе, что вы находитесь на орбитальной станции, в замкнутом пространстве, где, кроме вас, живут и работают еще пять человек. Там нет водопровода с проточной водой, нельзя открыть кран и сполоснуть лицо. Почистив зубы, вы не сплюнете в раковину — ведь в условиях невесомости зубная паста и слюна попросту разлетятся во все стороны. Что уж говорить о посещении санузла! Как же космонавты осуществляют все эти гигиенические процедуры на орбите?

Туалет

Туалет является такой же жизненно важной частью МКС, как и установки по очистке воздуха и переработке воды. Если по каким-то причинам на станции выйдут из строя все санузлы и их не удастся починить, это существенно усложнит жизнь экипажа и может привести к преждевременному возвращению на Землю. Если же такая неприятность произойдет в длительном полете (вроде экспедиции на Марс), это вообще может привести к гибели космонавтов.

Туалет на МКС. Источник: NASA

Стоит сказать, что космический санузел прошел большую эволюцию. Да, на ранних американских кораблях Mercury вообще не было туалета. Поскольку продолжительность первых суборбитальных миссий не должна была превышать 15 минут, конструкторы считали, что это не проблема. Они ошиблись. Уже в первом полете из-за многочасовой задержки старта американскому астронавту Алану Шепарду пришлось «намочить» свой скафандр, что позже стало предметом многочисленных шуток и кривотолков.

К счастью, эти времена остались в далеком прошлом. Сейчас на МКС есть два санузла. Один расположен в модуле «Звезда», второй — в модуле Tranquility. При необходимости экипаж станции также может пользоваться туалетом в бытовом отсеке корабля «Союз».

Что же собой представляет современный космический санузел? Он работает по принципу пылесоса. Используется трубка с разными насадками. Одна предназначена для мужчин, другая — для женщин. Чтобы воспользоваться ею, нужно открыть крышку и активировать воздушный насос, втягивающий жидкие отходы. По такому же принципу осуществляется и сбор твердых отходов. Разница состоит в том, что при выполнении этой процедуры космонавту необходимо пристегнуться специальными креплениями к сиденью санузла.

Твердые отходы собираются и дальше перегружаются вместе с мусором в транспортные корабли, которые затем затапливаются в несудоходном районе Тихого океана. Что касается мочи, то она в системе регенерации МКС перерабатывается в воду, которую можно использовать в техническом контуре станции и для питья.

Чистка зубов

Процедура чистки зубов в космосе принципиально не отличается от земной. Космонавты используют воду, самые обычные зубные щетки и пасту. Основное отличие между чисткой зубов на Земле и на орбите состоит в том, что на космической станции по очевидным причинам нельзя потом просто выплюнуть зубную пасту в раковину. Поэтому, почистив зубы, космонавты или просто глотают ее (зубная паста, используемая на МКС, съедобная), или аккуратно сплевывают в бумажную салфетку, которая затем утилизируется вместе с другим мусором.

Для чистки зубов экипаж МКС использует обычные зубные щетки и съедобную зубную пасту. Источник: NASA

Смена одежды

Возможно, в будущем, когда человечество колонизирует Солнечную систему, инженеры разработают стиральные машины, способные эффективно работать в невесомости. Пока же стирка в космосе остается роскошью, недоступной для обитателей орбитальных станций. Поэтому космонавты долго носят одни и те же вещи. Например, они могут целую неделю не менять носки, месяц — рубашку. Это выглядит не очень гигиеничным, но, поскольку в жилых отсеках МКС поддерживается контролируемая среда с постоянной влажностью и температурой, вещи там пачкаются медленнее, чем на Земле.

Когда одежда становится слишком грязной, ее упаковывают в транспортный корабль вместе с другим мусором. Затем «космический грузовик» отделяется от станции и сгорает в атмосфере.

До сих пор единственную известную попытку стирки в космосе предпринял астронавт Кеннет Бауэрсокс. Во время экспедиции на МКС в 2003 году он не захотел расставаться с любимыми шортами и попытался очистить их, используя пластиковый пакет и мыло. Бауэрсокс утверждал, что космическая стирка увенчалась успехом. Но пока этот случай остается исключением из общего правила.

Душ

Еще одна привычная для нас гигиеническая процедура, которую по очевидным причинам крайне сложно осуществить на орбите — принятие душа. Понятно, что во время первых космических миссий, максимальная продолжительность которых не превышала нескольких недель, отсутствие душа не считалось значительной проблемой. Но после появления долговременных орбитальных станций инженеры начали задумываться над тем, чтобы обеспечить покорителей космоса возможностью помыться.

Астронавт Джек Лусма принимает душ во время экспедиции на станцию Skylab в 1973 году. Источник: NASA

Впервые душ установили на американской станции Skylab, запущенной в 1973 году. Это была герметичная кабина из полиэтилена. Внутри распылялась вода из 2,7-литровой емкости. Смочив тело, астронавт намыливался жидким мылом, ополаскивался и затем удалял воду с помощью вакуумного отсоса. По воспоминаниям участников экспедиций, из-за чрезмерного испарения капель воды (одной из причин которого было пониженное атмосферное давление внутри станции) в душе быстро становилось очень холодно. Кроме того, чтобы полностью высушить кабину, приходилось прикладывать массу усилий и тратить много полотенец. В среднем на это уходил один час. Интересно, что мнения экипажей Skylab по поводу космического душа разделились. Некоторые астронавты называли процедуру освежающей и радовались, что им предоставили такую ​​возможность, а другие считали, что космический душ не стоил времени и усилий.

Что касается СССР, то там душевые устанавливались на орбитальных станциях «Салют-7» и «Мир». Кабины были сделаны из толстого пластика в форме цилиндра и герметично закрывались. Прежде чем зайти в душ, космонавт надевал очки для плавания и брал в рот специальную трубку, куда извне подавался воздух. Сверху распылялась очень мелкая водяная пыль, которая потом всасывалась мощным пылесосом, поскольку из-за отсутствия гравитации вода не стекала вниз, а просто облепляла человека.

В конце концов душевые кабины так и не прижились на орбите. Причиной тому стали общая трудоемкость операции и опасения инженеров по поводу чрезмерного расхода воды. Поэтому на МКС душа нет. Чтобы умыться, экипаж станции использует специальные гели и влажные полотенца или гигиенические салфетки. Также космонавты наносят на тело чуть-чуть воды (она будет держаться на коже благодаря поверхностному натяжению), затем добавляют мыло и растирают полученную смесь. Этот способ более приятный, поскольку придает ощущение свежести, но требует немало времени, поэтому не всегда возможен.

Специалист миссии STS-121 Майкл Фоссум моет волосы в жилом отсеке шаттла Discovery, пристыкованного к МКС. Источник: NASA

Что касается мытья головы, то сначала волосы увлажняют, наносят специальный сухой шампунь, не требующий ополаскивания водой, а затем сушат полотенцем. После завершения гигиенических процедур астронавты оставляют мокрые полотенца вблизи вентиляционной решетки. Вода улетучивается, система кондиционирования МКС конденсирует ее в водном рекуператоре, что позволяет повторное использование.

Подстригание ногтей, стрижка волос и бритье

Подстригание ногтей — тоже не самая простая процедура в невесомости. Разумеется, экипаж не желает, чтобы кусочки ногтей летали по станции. Поэтому стрижка производится маникюрными кусачками рядом с вентиляционными отверстиями. Отрезанные кусочки затягиваются в вытяжку. После завершения процесса космонавты пылесосят вентиляционную решетку, избавляясь от мусора.

Астронавт Терри Виртс испытывает свои парикмахерские способности на Саманте Кристофоретти (миссия МКС-43). Источник: NASA

Для стрижки волос используется машинка с трубкой, подсоединенная к пылесосу. Покорители космоса могут стричься как сами, так и просить об этом своих коллег. Но следует учесть, что парикмахерское искусство не входит в набор базовых навыков космонавтов. Поэтому обитателям МКС лучше не рассчитывать на модельные стрижки. Так, астронавтка Саманта Кристофоретти перед тем, как отправиться в космос, специально привела своего коллегу Терри Виртса в парикмахерскую, чтобы мастер показал ему, как делается ее стрижка. В середине миссии Виртс попытался применить эти навыки на практике, однако не очень удачно.

Астронавт Алан Бин бреется в невесомости во время экспедиции Skylab 2. Источник: NASA

Насадка с трубкой для всасывания срезанных волос в пылесос незаменима и во время бритья с применением электробритвы. Этот способ предпочитает большинство космонавтов. Также можно использовать обычный станок. В таком случае они наносят на кожу специальный гель, а сбрив щетину, протирают станок и лицо салфетками.

Критические дни

Когда в 1983 году NASA готовилась отправить в космос первую американскую астронавтку Сэлли Райд, некоторые врачи высказывали опасения, что менструация в условиях невесомости может быть опасна для женщины. Мол, кровь пойдет в обратную сторону и через фаллопиевы трубы попадет в брюшную полость, что приведет к перитониту. Кроме того, были еще и всеобщие предрассудки, и невежество в этом «вопросе» мужчин, составлявших подавляющее большинство сотрудников NASA. В воспоминаниях Сэлли Райд можно найти описание анекдотичного случая, когда инженеры спросили у нее, хватит ли ей сотни тампонов для недельного полета.

Специальная поглощающая вкладка, разработанная для женщин, участвовавших в первых миссиях американских многоразовых кораблей. Ее нужно было одевать во время взлетов, посадок и выходов в открытый космос. Мужчины использовали комплект из трубки и резервуара для мочи. Сейчас большинство астронавтов обоих полов в таких случаях предпочитают обычные коммерчески доступные памперсы, вкладывая их в «рабочий» комбинезон, одеваемый под скафандр. Источник: NASA

Сейчас мы знаем, что все эти опасения оказались совершенно безосновательными. На данный момент NASA и ESA не имеют никаких обязательных правил, которые следует соблюдать во время критических дней. Это личный выбор каждой астронавтки.

Во-первых, женщина может соблюдать естественный цикл. На этот случай на МКС всегда есть запасы средств личной гигиены. Другой вариант — прерывание менструации на время полета. Для этого используются комбинированные оральные контрацептивы. Их следует принимать в течение 21 дня с недельным перерывом, чтобы сбить менструальный цикл. Известно, что большинство астронавток NASA используют этот метод. Также возможно установление гормональной внутриматочной спирали, позволяющей добиться такого же эффекта.

Вопрос критических дней может стать очень важным во время длительных полетов за пределы низких околоземных орбит. По подсчетам, на время трехлетней марсианской миссии женщине понадобится около 1100 таблеток контрацептивов, а в космосе каждый лишний грамм груза – это огромные расходы. Возможно, в таких полетах придется использовать спираль, подкожные имплантаты или инъекции гормонов.