Десять лет подготовки к «Армагеддону»: как Земля планирует защищаться от незваных гостей из космоса

15 февраля 2013 года в земную атмосферу вошел астероид массой около 12 тысяч тонн и размером 19 м. Он взорвался в небе над Челябинском — по разным оценкам, мощность взрыва составила от 300 до 500 килотонн. Ударная волна повредила 7300 зданий и ранила более 1500 человек.

Кто следит за земным небом

Это событие наглядно напомнило, к каким катастрофическим последствиям может привести  падение на Землю крупного астероида. По странному стечению обстоятельств, оно произошло в тот же самый день, когда в Вене собралась рабочая группа, занимавшаяся разработкой рекомендаций для ООН по действиям в такой ситуации. На том заседании эксперты заложили основу для создания двух международных органов, которые должны взять на себя задачу действовать в том случае, если нашей планете будет угрожать опасность из космоса. Это Международная сеть предупреждения об астероидах (IAWN) и Консультативная группа по планированию космических миссий (SMPAG). Они приступили к работе в 2014 году.

Вход челябинского метеорита в атмосферу (симуляция). Источник: Sandia Labs

С тех пор прошло уже десять лет. IAWN представляет собой всемирную коллаборацию наблюдателей, аналитиков и астрономов, координируемую NASA. При обнаружении небесного тела, угрожающего нашей планете, организация оценит время, место и силу столкновения. После этого она должна проинформировать SMPAG и национальные правительства через ООН, а также предоставить информацию, необходимую для планирования миссии по отклонению астероида (в том случае, если на это есть время) или же подготовке мер по ликвидации последствий его падения.

Алгоритм возможных действий в случае обнаружения опасного астероида. Источник: ESA

SMPAG управляется ЕSА. Группа служит форумом для мировых космических агентств. Она оценивает возможность использования космических аппаратов для изучения, отклонения или уничтожения приближающегося астероида размером свыше 50 м при вероятности столкновения более 1 %. Затем она дает рекомендации лицам и организациям, принимающим решения относительно возможных действий.

Планы по исследованию и поиску астероидов

Во время недавнего 22-го заседания SMPAG, состоявшегося 31 января 2024 года, одной из главных тем обсуждения стал возможный обмен информацией между космическими агентствами, планирующими исследования астероида Апофис.

Астероид Апофис в представлении художника. Источник: Unistellar

Размер Апофиса составляет 350 м. 13 апреля он пролетит мимо Земли на расстоянии, меньшем, чем высота орбиты геостационарных спутников. Этот пролет предоставляет уникальный шанс изучить такой крупный астероид вблизи с помощью как наземных телескопов, так и космических аппаратов. Одним из них станет зонд OSIRIS-APEX. ESA также изучает возможность отправки к нему автоматических зондов.

Помимо этого, ESA занимается подготовкой миссии Hera, которая стартует осенью текущего года. Ее целью станет астероид Диморф, в который в 2022 году врезался зонд DART. Hera должна изучить образовавшийся кратер и то, как удар повлиял на малое тело.

Телескоп Neomir в представлении художника. Источник: ESA / Pierre Carril

Еще одним важным направлением деятельности является создание сети телескопов, предназначенных для обнаружения астероидов. Речь идет как о наземных обсерваториях, так и о космических аппаратах. В частности, ESA работает над созданием телескопа NEOMIR, а NASA — над созданием телескопа NEO Surveyor. Они будут вести наблюдения в инфракрасном диапазоне, что позволит обнаружить объекты, ранее ускользавшие от внимания астрономов.

По материалам  https://www.esa.int